Сущность и основные принципы приватизации муниципального имущества
По положениям Конституции РФ в стране признаны несколько видов собственности. Но так было не всегда. Совсем недавно в 90-е годы единоличным собственником всего имущества являлось государство.
На современном этапе законодательно приватизация муниципального имущества регулируется многими законодательными актами. К числу основных из них относятся:
- ФЗ №178-ФЗ от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества»
- Указ Президента РФ №2284 от 24.12.1993 года «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ»
- Постановление Правительства РФ №585 от 12.08.2002 года «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»
- Постановление Правительства РФ № 584 от 12.08.2002 года «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»
В общем понятие приватизации муниципального имущества предполагает процедуру отчуждения имущества, которое находится в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования РФ, в собственность физического или юридического лица.
Основополагающие моменты процедуры приватизации государственного имущества следующие.
Во-первых, приватизация основана на равенстве покупателей государственного и муниципального имущества, на открытости деятельности государственных органов и ОМСУ
Во-вторых, государственное или муниципальное имущество передается в собственность физического или юридического лица исключительно на платной основе или же путем передачи в собственность государства или муниципалитета акций акционерного общества, в капитал которых и вносится государственное или муниципальное имущество
Процесс приватизации муниципального имущества осуществляется ОМСУ самостоятельно согласно порядка, установленного ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»
Объектом приватизации в данном случае выступает конкретное муниципальное имущество, которое по закону №178-ФЗ может быть приватизировано. Объектами приватизации не могут выступать: земельные участки (кроме отчуждения таковых), где располагается недвижимость и имущественные комплексы; любые природные ресурсы; жилищный фонд государства или муниципалитета; государственные резервы; имущество РФ или ОМСУ, которое находится за пределами границ РФ; имущество государства или муниципалитета, которое отчуждается по решению суда
Полный список имущества, не подлежащего приватизации смотрите в ФЗ №178-ФЗ.
Субъекты приватизации муниципального имущества
Субъектами приватизации в данном случае выступают следующие лица.
Потенциальные покупатели приватизируемого имущества (ими могут выступать физические и юридические лица, кроме государственных и унитарных предприятий и учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъекта РФ или ОМСУ составляет более 25%)
Фактический собственник государственного или муниципального имущества (это РФ, субъект РФ или ОМСУ). От имени собственника выступают и выполняют их функции: Правительство РФ; Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; Исполнительная власть субъекта РФ; ОМСУ
Процедура приватизации муниципального имущества
Вся процедура приватизации муниципального имущества урегулирован законодательно и предусматривает весь процесс принятия решения и его реализации в отношении того или иного муниципального имущества.
Основу составляют четыре этапа процедуры приватизации. Рассмотрим их подробнее.
Первый этап предполагает составление прогноза приватизации имущества муниципалитета. При его разработке рассматриваются предложения от органов исполнительной власти относительно имущества, находящегося в их ведении. Данный план утверждает ОМСУ ежегодно. План содержит список тех предприятий и учреждений, которые предполагается приватизировать в финансовом году. Кроме того, в плане содержится и краткая характеристика каждого из объектов и планируемые сроки приватизации.
На втором этапе происходит непосредственно утверждение решения о приватизации. Это решение принимается опять же ОМСУ на основании утвержденного ранее плана приватизации. В решении содержатся основные положения:
- Перечисление имущества и его характеристики
- Метод приватизации
- Нормативная стоимость имущества
- Срок предоставления рассрочки (на случай ее предоставления)
- Иные важные сведения для процесса приватизации
На третьем этапе происходит непосредственно приватизация муниципального имущества определенным законодательно методом. Способы приватизации также законодательно предусмотрены:
- Преобразование муниципального предприятия в открытое (только открытое!) акционерное общество
- Процесс продажи имущества через аукцион
- Процесс продажи имущества через проведение специализированного аукциона
- Продажа на конкурсной основе
- Приватизация через публичное предложение
- Продажа без объявления стоимости
- Внесение имущества как вклада в уставный капитал
На четвертом этапе ОМСУ должны предоставить отчет о выполнении или невыполнении плана по приватизации за отчетный финансовый год. Происходит это не позднее 1 мая, следующего за отчетные финансовые года.
Зачем нужна приватизация муниципального имущества
Экономическая система. Которая основывается на единоличном владении государства всем имуществом, потерпела полный крах в конце прошлого столетия. Это отразилось практически на каждом жителе нашей страны. Тот факт и вызвал необходимость разработки новой экономической политики, которая предполагала передачу части имущества в частную собственность для создания здоровой рыночной конкуренции.
Процедура приватизации позволила провести это в максимально короткие сроки. Наличие частной собственности предполагает, что ее владелец на постоянной основе уплачивает налоги. Государство в этом имеет двойное преимущество: получает финансовые средства в момент продажи имущества, а также на постоянной основе получает налоговые поступления от собственника.