Банкротство (несостоятельность) – это подтвержденная документально неспособность субъекта хозяйствования к погашению существующих долговых обязательств и к финансированию своей текущей деятельности по причине отсутствия средств.
Банкротство фирмы может наступить в следствие целого ряда факторов, среди которых выделяют внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
- экономические факторы (гиперинфляция, нестабильность финансовой системы страны, экономический кризис, падение курса национальной валюты, резкий скачок цен на сырье и необходимые ресурсы, неправильная фискальная политика государства и неплатежеспособность фирм-партнеров);
- политические факторы (политическая нестабильность в стране, неправильная внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей с иностранными партнерами, потеря перспективных рынков сбыта, смена политического режима, монополизация экономики)
- демографические факторы (резкая смена численности населения страны, снижения уровня благосостояния граждан, смена уклада общества и состава народонаселения)
К внутренним факторам можно отнести:
- дефицит собственного оборотного капитала как результат неправильной производственно- коммерческой деятельности предприятия;
- низкий уровень модернизации производства, устаревание техники.
- неэффективное и нерациональное использование сырья и ресурсов, что приводит к высокой себестоимости товаров и существенно снижает конкурентоспособность фирмы;
- отсутствие эффективного сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности;
- неорганизованная клиентура предприятия, которая не вовремя покрывает свои долги перед кредитором или не делает этого вовсе по причине банкротства, вынуждая его самого залезать в долги;
- неспособность предприятия адаптироваться к частым изменениям в экономике страны;
- привлечение кредитных средств для покрытия долгов или развития предприятия на невыгодных условиях, что фактически вынуждает фирму работать на покрытие процентов, снижает рентабельность деятельности;
- неправильная политика по отбору кадров, что неизбежно влечет за собой неэффективную работу предприятия.
Виды несостоятельности субъекта хозяйствования
Несостоятельность делится на три типа: несчастную, ложную и неосторожную.
Несчастная наступает не по вине фирмы, а по причине ряда факторов, на которые к сожалению руководство повлиять не в состоянии (экономический кризис в стране, стихийные бедствия, катаклизмы, боевые действия, девальвация национальной валюты и другие непредвиденные обстоятельства). От них может частично защитить только страхование бизнеса.
Ложная, или корыстная, несостоятельность в результате умышленного сокрытия доходов фирмы с целью избежания погашения кредиторской задолженности.
Неосторожная имеет место при неэффективном управлении предприятием, неправильном использовании как финансовых, так и материальных и человеческих ресурсов.
В первом случае помощь в рефинансировании и выходе из кризисной ситуации должно оказывать государство, ложное банкротство уголовно наказуемо, а наиболее часто встречающимся является третий вид банкротства.
Понятие банкротства тесно связано с жизненным циклом предприятия.
Жизненный цикл предприятия
Жизненный цикл организации — это совокупность стадий развития, которые проходит предприятие за время своего существования. Он представляет собой ломаную линию, каждый отрезок которой характеризуется своими особенностями.
На схеме можно наглядно увидеть все этапы жизни фирмы.
- Возникновение и становление
- Рост
- Кризис роста
- Стабильность
- Кризис стабильности
- Спад
- Банкротство
- Ликвидация или санация
Рисунок 1.
Рассмотрим каждую стадию по отдельности
Стадия возникновения и становления предприятия. Она характеризуется возникновением идеи построения бизнеса, предприятие начинает свое физическое и юридическое существование, появляются работники, производственные помещения и мощности, владелец предприятия налаживает связи с поставщиками, деловыми партнерами, посредниками, создает клиентскую базу и осваивает рынки сбыта. На этой стадии предприятие может работать себе в убыток или достичь точки безубыточности, и чаще всего существенных доходов не приносит.
На стадии роста фирма начинает приносить прибыль, продукт пользуется спросом, число клиентов увеличивается и находить серьезных деловых партнеров становится легче, налаживается и становится более рентабельным производство, уровень продаж постепенно возрастает.
Далее следует кризис роста, главной чертой которого является торможение процессов развития и расширения деятельности.
За ним идет стадия стабильности, рост окончательно замедляется, фирма работает по накатанной схеме, сотрудничает со своей базой поставщиков и клиентов, основной задачей бизнеса становится максимизация прибыли, что может быть достигнуто повышением стабильности работы и эффективности управления. Владелец предприятия фокусируется на внутренней эффективности, установлении жесткого контроля за ключевыми процессами.
На фазе спада компания начинает терять свои позиции, ее конкурентоспособность снижается, так как на рынке появляются более молодые компании с новым подходом к бизнесу. Она переходит в режим экономии ресурсов и минимизации расходов.
Далее следует этап банкротства, который уже рассматривался выше, компания больше не может покрывать свои расходы и долги перед партнерами и далее следует санация (оздоровление предприятия) и его ликвидация.
Санация – это комплекс мер, направленных на предотвращение банкротства и ликвидацию предприятия. Ее суть состоит в передаче функций по управлению делами фирмы государственному органу, представителем которого является арбитражный управляющий. Проводятся попытки возродить предприятие, ликвидировать банкротство, а если они ни к чему не приводят, то осуществляется его ликвидация, то есть прекращение деятельности фирмы.
Из вышесказанного становится ясно, что банкротство является основной причиной ликвидации предприятия и влечет за собой гораздо более серьезные последствия нежели временные экономические трудности фирмы, поэтому предпочтительнее не допускать банкротства, чем пытаться устранить последствия.