Сущность антиинфляционной политики
Антиинфляционная политика представляет собой выбор курса государством при проведении системы мер, которые направлены на регулирование обращения денег в стране.
Антиинфляционная политика представлена системой государственных инструментов регулирования процесса инфляции. Ее инструменты включают богатый ассортимент различных денежных, кредитных, налоговых мер и программ по стабилизации, регулированию, а также распределению доходов.
Все антиинфляционные меры Правительству необходимо проводить взвешенно и последовательно. В первую очередь цели антиинфляционной политики состоят в:
- сокращении инфляционного потенциала,
- предсказуемости движения цен для снижения инфляционных темпов,
- стабилизации.
Основная стратегическая цель антиинфляционной политики заключается в приведении темпов роста денежной массы в зависимость от темпа роста товарной массы или реального внутреннего продукта. Это должно быть достигнуто в краткосрочном плане. Также объем и структура совокупного предложения должна быть приведена в соответствие с темпом объема и структуры совокупного спроса на долгосрочный период.
Для того чтобы решить эти задачи необходимо осуществить комплекс мероприятий, которые направлены на сдерживание и регулировку всех трёх компонентов инфляции, включая спрос, предложение (издержки) и ожидания.
При оценке характера антиинфляционной политики выделяют два общих подхода. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, которая представлена маневрированием расходами и налогами государством для воздействия на платёжный спрос.
В этом случае государство способно ограничить свои расходы и повысить налоги. В результате происходит сокращение спроса и снижение темпов инфляции. Одновременно с этим можно наблюдать спад инвестиций, выпуска продукции, что часто приводит к застойным явлениям, которые обратны первоначально поставленной цели. Также в этой ситуации можно наблюдать развитие безработицы.
Если существует недостаточный спрос, то осуществляется программа капиталовложений и прочих расходов даже при условии существенного бюджетного дефицита, снижения налогов. Считают, что данным образом происходит расширение спроса на потребительскую продукцию или услуги, стимулирование спроса через средства бюджета, которое способно усилить инфляцию.
Если сокращение дефицита бюджета осуществляется через сокращение расходов государства, то издержки по такой политике ложатся на сферу, которая финансируется бюджетными средствами.
Второй подход рекомендуют последователи монетаризма. Здесь на первый план выдвигают денежное и кредитное регулирование, которое косвенно или гибко влияет на ситуацию в экономике страны. Если проводятся меры бюджетной политики, сконцентрированной непосредственно на рынках товаров, то при проведении кредитно-денежной политики объект регулирования представляет денежный рынок. Сущность кредитно-денежной политики заключается во влиянии на экономическую конъюнктуру посредством изменения числа находящихся денег в обращении.
Инструменты антиинфляционной политики
Экономика рыночного типа включает Центральные банки, которые на инфляцию влияют косвенно, с помощью разных инструментов, при этом влияние мероприятий денежно-кредитной политики может сказаться не сразу, а в соответствии с определенными лагами времени, являющимися различными в различных государствах и при разных условиях.
Антиинфляционные инструменты денежно-кредитной политики, которые влияют на структуру и размер денежной массы, включают:
- Операции открытого рынка ценных бумаг, при покупке которых банки наращивают денежную базу, а, продавая, сокращают ее. Этот метод широко используют государства с развитыми рынками ценных бумаг.
- Учетную процентную или дисконтную политику, которая состоит в регулировании учетной ставки по процентам или ставки рефинансирования. Учетная ставка представлена ставкой, в соответствии с которой коммерческие банки заимствует средства от Центробанка. При повышении ставки Центробанком, объёмы заимствования могут падать. В этом процессе происходит сокращение денежной массы государства, поскольку уменьшаются операции коммерческого банка в области предоставления кредитов. При этом при получении более дорогих заимствований коммерческие банки будут стремиться к повышению собственных ставок по кредитам, что приводит к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки этот процесс происходит в обратном направлении.
- Нормы обязательного резерва, которые представлены частью суммы депозитов, обязаны храниться коммерческими банками в форме беспроцентного вклада в Центробанке. Чем выше будет норма, тем меньшее количество кредитов смогут предоставить банки, что ограничит число находящихся денег в обращении. Снижение нормы резерва будет действовать в обратном направлении.
- Валютное регулирование.
- Таргетирование инфляции.
Таргетирование инфляции получает развитие в последнее десятилетие, применяется более 20 странами. Таргетирование представлено непосредственным исследованием целевых инфляционных показателей. Центробанк следует одному цифровому показателю инфляции или его устанавливаемому диапазону. Таргетирование влияет на укрепление доверия к определённому финансовому рынку, отражая низкий уровень инфляции, как главную цель политики регулирования финансовых рынков в определённом государстве.
Основные цели антиинфляционной политики
Можно перечислить несколько целей антиинфляционной политики:
- уменьшить или устранить бюджетный дефицит,
- снизить инфляционные ожидания,
- осуществить структурную перестройку национальной экономики,
- развить производство и научно-технический прогресс,
- установить жесткие нормативы на ежегодный прирост денежной массы,
- регулировать доходы общества,
- утверждать предельный уровень цен по определённым группам продукции,
- реализовать программы социального характера,
- связать излишние по отношению к товарной массе денежные средства через приватизацию и др.