Предпринимательство – это осуществляемая на свой риск самостоятельная деятельность индивида, цель которой состоит в регулярном получении прибыли.
Теоретические основы предпринимательства
Основной производственной единицей в рыночной экономике является предприниматель. Им называют того человека, который по собственной инициативе с учетом существующих рисков стал самостоятельно заниматься производством и реализацией определённых видов продукции либо оказанием услуг с целью систематического получения прибыли. Форма подобной деятельности называется предпринимательством.
Существует несколько видов предпринимательства:
- индивидуальное предпринимательство представлено одним ремесленником или небольшим предприятием, находящимся в собственности одного домохозяйства;
- коллективное предпринимательство образуется при объединении усилий нескольких индивидов, которые решили действовать от одного лица;
- корпоративное предпринимательство – это наиболее сложная форма предпринимательской деятельности, которая используется при больших объемах производства и при большой численности как собственников, так и рядовых работников.
Предпринимательство находится под воздействием ряда факторов. Прежде всего, это экономические факторы (объемы спроса и предложения, уровни цен и заработных плат и др.). Также действуют факторы законодательства (нормативно-правовое регулирование государства), социального развития (удовлетворение общественных потребностей, личностные отношения и т.п.) и другие факторы внутренней и внешней среды.
Нормативно-правовые и организационные условия предпринимательства в России
Предпринимательство является для нашей страны относительно новым явлением. Это связано с тем, что во времена СССР предпринимательская деятельность фактически была запрещена – всеми хозяйственными отношениями руководило государство.
Историю современного российского предпринимательства можно считать, начиная с 1991 г., когда в силу вступил Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Впоследствии право россиян на ведение предпринимательской деятельности было закреплено в Основном законе нашей страны – в Конституции Российской Федерации. Она подтверждает наличие у граждан России права на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, которая не запрещена законом.
В настоящее время основным законодательным актом, который регулирует предпринимательскую деятельность в России, является Гражданский кодекс, который принят в четырех частях. Согласно ему, предпринимательство – это самостоятельное ведение деятельности, которая направлена на систематическое получение прибыли в результате использования имущества, продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ и т.д. Однако для того, чтобы стать предпринимателем, гражданин должен пройти соответствующую процедуру государственной регистрации и юридически получить этот статус (коммерческой организации или индивидуального предпринимателя).
Особое место в российской системе предпринимательской деятельности занимают субъекты малого и среднего предпринимательства (малого и среднего бизнеса). Отношения, связанные с ними, регулирует отдельный федеральный закон, который был принят в 2007 г.
Пару лет назад институт предпринимательства в России фактически был дополнен новой категорией хозяйствующих субъектов – самозанятыми. Это граждане, которые не регистрируются в качестве предпринимателей, однако фактически занимаются предпринимательской деятельностью (например, репетиторы, парикмахеры, швеи и т.д.).
Особенности современного состояния предпринимательства в России
Начиная с 2014 г. в России беспрерывно увеличивалось количество индивидуальных предпринимателей. По последним данным, их численность превышает 2,7 млн. человек. При этом они обеспечивали работой 6,8 млн. человек — это 9,4% всех занятых россиян. В среднем на одного предпринимателя приходится годовая выручка в размере 6,1 млн. рублей.
Как показывают результаты последних исследований, развитию предпринимательства в России, в первую очередь, мешает ограниченность финансов, отсутствие стартового капитала. Это связано с достаточно дорогими кредитами на ссудном рынке и жесткими требованиями для их получения.
Еще один фактор, который сдерживает развитие отечественного бизнеса, заключается в отсутствии у предпринимателей знаний и стратегии масштабирования бизнеса. По мнению экспертов, это говорит о низком уровне предпринимательской грамотности в России. В одну группу с ним можно также отнести неспособность выбрать рыночную нишу, отсутствие представлений о том, с чего начать бизнес, как привлечь первых клиентов, как сформировать собственную команду для работы.
Во многих экономически развитых странах мира предпринимательство занимает ведущую роль в национальной экономике. Именно оно обеспечивает производство значительной части национального продукта (почти 60%). В России на данный момент ситуация еще далека от идеальной. В нашей стране доля малого и среднего предпринимательства в экономике страны составляет порядка 20-25%.
На развитие предпринимательства нацелены национальные проекты, государственные программы, правительственные планы. Ответственным за это федеральным органом является Министерство экономического развития. В частности, оно курирует деятельность Корпорации развития МСП, оптимизирует нормативно-правовое регулирование, совместно с Минфином совершенствует систему налогообложения и принимает ряд других мер.