Инвестиционная безопасность – это способность системы государственной власти при соблюдении существующих правовых норм непосредственно влиять на протекающие в стране процессы инвестирования, определяющие конкурентоспособность и рост национальной экономики.
Приморский край в экономике России и мира
Приморский край – это наиболее густонаселенный регион Дальневосточного федерального округа. Являясь крупным по размерам экономики регионом, вместе с тем Приморский край значительно уступает регионам близлежащих государств в экономическом отношении.
Особенности выгодного географического расположения вблизи Азиатско-Тихоокеанского региона определяют основные перспективы его развития: наращивание нересурсного экспорта производимых в регионе товаров и услуг, а также расширение транзитного потенциала экспорта товаров из других российских регионов.
Большую часть в экспорте занимают транзитные грузы в страны Азии. В основном, Приморский край экспортирует рыбные продукты, нефтепродукты, изделия из металлы и древесины. Основную долю в его экспорте составляет экспорт в Китай, Республику Корея и Японию– до 90% внешнего объема продаж.
Особую значимость Приморскому краю придает нахождение тыловой базы Тихоокеанского флота страны.
Инвестиционную привлекательности региона также повышает наличие на территории свободного порта Владивосток специального режима хозяйствования.
Предприятиями Приморского края добывается 30% всей рыбы Дальнего Востока и 20% общероссийских объемов. Добывающая отрасль представлена предприятиями по производству борсодержащей продукции, свинцового и вольфрамового концентрата, а также рядом крупных проектов в области судостроения и нефтепереработки.
Продажи непродовольственных товаров отличаются высокой долей реализации легковых автомобилей. Приморский край уже много лет считается базовой площадкой импорта автомобилей из Азии, а открытие новых производств сделало регион и крупной производственной площадкой.
Уровень энергоемкости экономики региона значительно выше, чем в соседних государствах и даже среднемировых значений. Это связано со специфичным климатом Приморского края, требующего значительного расхода энергии на отопительные цели.
Основной проблемой региона является постоянное сокращение численности населения по причине внутреннего и внешнего миграционного оттока.
Основными проблемами Приморского края можно назвать:
- низкое качество медицинского обслуживания;
- сокращение численности рабочих мест;
- ухудшение дорожной инфраструктуры;
- рост наркомании и алкоголизма;
- низкое качество коммунальных услуг в сочетании с их высокой стоимостью;
- проблемы экологии.
Инвестиционный климат Приморского края: плюсы и минусы
Инвестиционная привлекательность региона обусловлена следующими факторами:
- «пояс» перерабатывающих видов производств около портового комплекса ( переработка нефти, газа, дерева и рыбной продукции);
- крупные строительные проекты, реализация которых связана с проведением саммита АТЭС, что позволяет сформировать рынки для строительного и металлургического производства;
- реализация крупных проектов в области перерабатывающего производства с привлечением иностранных инвесторов;
- развитие перерабатывающего сектора в традиционной сфере рыбохозяйственного комплекса и увеличение цепочки добавленной стоимости;
- рост внешней торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что усилило позиции отечественной экспортной сырьевой продукции и позволило реализовать крупные проекты по освоению и развитию инфраструктуры по транспортировке сырья.
Слабые стороны инвестиционной безопасности региона:
- наличие возрастающего дефицита высококвалифицированного персонала;
- слабое развитие элементов городской среды: общественное питание, транспорт и городское пространство в целом;
- низкий уровень безопасности для иностранных граждан;
- проблемы хаотичной застройки центра Владивостока, неудовлетворительное состояние архитектурного комплекса;
- слабо развитая инфраструктура авиационного транспорта, что существенно ограничивает инвестиционную активность;
- территориальное усиление диспропорций: так экономическое развитие Приморского края сконцентрировано в его прибрежной зоне (портовые центры Владивостока, Находки, Восточного), что не создает мультипликативный эффект для развития остальной территории региона;
- высокие тарифы на электроэнергию;
- наличие на территории региона оборонных и режимных объектов, которые в силу своей важности накладывают ограничение на использование земельных участков в их ближайшем окружении.
Перспективы инвестиционной безопасности Приморского края
На инвестиционную безопасность региона могут повлиять реализуемые проекты в области транспортировки сырья и продукции переработки, а также потенциал развития инфраструктуры по экспорту электроэнергии в Азиатско-Тихоокеанский регион. Кроме того, благодаря выгодному геоэкономическому и геополитическому положению региона может стать центром формирования современного логистического комплекса, который впоследствии будет интегрирован в азиатский транспортно-логистический комплекс. Перспективным направлением повышения инвестиционной безопасности может стать перенос перерабатывающих производств к прибрежным зонам или местам, обеспечивающим близость к рынку потребления.
Вместе с тем, на снижение уровня инвестиционной безопасности Приморского края может повлиять потеря технологического потенциала, что сделает регион периферией в масштабах страны и мира. Угрозами можно назвать также слабые темпы развития производственной инфраструктуры и десинхронизацию роста экономики и рынка трудовых ресурсов. Из-за миграционного оттока амбициозной и творческой молодежи может пострадать конкурентоспособность ряда секторов экономики. Существенной проблемой инвестиционной безопасности можно назвать и борьбу с контрафактной продукцией.