Политика цен
Политика цен – это методы и принципы установления цен на готовую продукцию и услуги.
Ценообразованием занимаются предприятия, которые самостоятельно выбирают наиболее подходящую цену реализации. Она должна покрыть текущие расходы, а так же сформировать добавочную стоимость. На государственном уровне регулирование цен ограничено рыночным механизмом хозяйствования. Считается, что соотношение спроса и предложения способно устанавливать справедливую цену реализации. Однако, существуют группы товаров, которые требуют государственного регулирования. Они обеспечивают жизнедеятельность человека и безопасность его существования.
Ценообразование в компании является частью общей экономической политики и стратегии развития. Установленные цены определяют позиционирование на рынке. Фирмы часто используют политику ценовой дискриминации, которая устанавливает разные уровни цен для разных категорий покупателей. С помощью цены предприятие может изменять тактику поведения, расширяя рынок сбыта, либо сужая сегмент покупателей. Некоторые компании стремятся занять лидирующую позицию на рынке.
На макроэкономическом уровне государство регулирует общие принципы установления цен через действующее законодательство. Правительство имеет право вмешиваться в ценообразование монополистов, либо компаний, которые оказывают общественные услуги. Но основная задача государства – обеспечить доступность товаров и услуг, производимых монополистами. Они обладают рыночной властью, поэтому могут устанавливать свои цены, либо изменять объем продаж. Вмешательство государство обеспечивает справедливый уровень цен.
Таким образом, политика цен проявляется на разных уровнях хозяйствования. Предприятия с помощью цен достигают желаемого уровня дохода, хотя цена перестала быть конкурентным преимуществом. Государство через регулирование цен влияет на социально-экономические отношения в обществе.
Государственная политика ценообразования
Государственная политика ценообразования представляет собой набор действий, производимых органами власти и муниципалитетами и направленных на регулирование, осуществление контроля над ценами.
Политика цен на государственном уровне представляет собой совокупность принципов и методов, которые позволяют достигнуть заранее поставленных задач. Политика строится на предварительном анализе процесса формирования и использования цен. Сюда относят мероприятия по регулированию, контролю, соблюдению установленной государством дисциплины. Ценообразование является частью общего экономического курса политической власти. Оно помогает решать следующие проблемы:
- Развитие рыночных отношений.
- Средство защиты частной, муниципальной и государственной собственности.
- Замедление инфляции.
- Смягчение негативных экономических и социальных последствий.
- Развитие конкуренции.
- Свободное перемещение товаров.
- Движение капитала.
Политикой цен занимаются органы исполнительной власти. В России на федеральном уровне этим занимаются Правительство РФ, органы исполнительной власти и территориальные органы. Сюда относят департаменты цен и государственных закупок, тарифного регулирования и защиты внутреннего рынка. Основные действия департаментов связаны с разработкой и внесением предложение по организации и проведению ценовой политики. Кроме того, они занимаются совершенствованием механизма ценообразования, что позволяет повысить действенность цен в рыночной системе хозяйствования.
Помимо исполнительных органов к ценообразованию подключены законодательные органы власти. Они вносят коррективы в действующие нормативно-правовые акты, которые позволяют регламентировать работу монополий, принципы оказания общественных услуг.
Анализ государственной политики цен в регионах страны
Исполнение политики ценообразования на местах осуществляется органами надзора и контроля. Государство может определять не только перечень продукции, но и проводить проверки и осуществлять другие мероприятия по контролю над исполнением предписаний. Контролирующими органами в РФ являются:
- Министерство экономического развития и торговли.
- Органы исполнительной власти на уровне субъектов РФ.
- Органы местного самоуправления.
В состав контролирующих организаций входят антимонопольные органы, а также организации, контролирующие работу естественных монополий. Косвенным путем на цены влияют налоговые службы, государственные налоговые инспекции.
Через систему исполнительных и надзорных органов государство проводит политику цен в регионах. Фиксированные цены устанавливаются на определенные категории товаров. Они устанавливаются напрямую, либо фиксируются для монополий. Государство может определять нормы для реального сектора, но не ограничивать его возможности выбора. В этом случае органы власти устанавливают предельные цены, нормативы и коэффициенты для розничной торговли. Оно осуществляет контроль над деятельностью монополий, регулирует цены на рынке с помощью установленных предприятиями цен.
Свободные цены на рынке все равно регулируются государством. Оно определяет правила деятельности, вводя ряд запретов для поддержания справедливой конкурентной борьбы. Государство может вводить запрет на горизонтальное или вертикальное фиксирование цен, запретить демпинговую политику, ценовую рекламу.
Разница в уровне развития регионов, их местоположения, удаленности от центра виляет на динамику цен. Понимание причин, вызывающих эту дифференциацию позволяет более точно прогнозировать инфляцию. Различие в ценах между регионами зависит от состава потребительской корзины, особенностей региональной налоговой политики, количества издержек в торгуемой продукции, барьеров межрегиональной торговли. Так же на разницу цен могут повлиять уровень конкуренции, деловой цикл, присущий для каждого региона, затруднения в мобильности факторов производства и т. д.