Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование экономики – это совокупность мероприятий по управлению экономическими процессами и их корректированию.
Исторически сложилось, что государство не занимается коммерческой деятельностью. Но власть обеспечивает нормальное функционирование всех процессов внутри национальной системы. Это необходимо для поддержания безопасности, независимости и внутренней стабильности. Регулирование распространяется на следующие сферы деятельности:
- Налогообложение.
- Кредитно-денежная политика.
- Внешняя торговля.
- Распределение ресурсов и финансов в системе.
Влияние государственной власти в рыночной модели отношений ограничено. Сегодня у нее остались косвенные инструменты влияния, среди которых бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика. Государство использует методы прямого и косвенного влияния на экономику. К прямым методам относят административное вмешательство, например, распространение контроля над монополиями, разработку стандартов, лицензирование. Косвенные методы регулирования перечислены выше. Отдельно выделяют внешнеэкономическое регулирование, так как оно затрагивает иную сферу деятельности, где национальное хозяйство выступает субъектом отношений.
Формами регулирования экономики являются целевые программы, прогнозирование и моделирование ситуаций. Регулирование необходимо, так как в структуре экономики происходит столкновение интересов разных субъектов и объектов. Например, в ней на равных функционируют субъекты частного и общественного характера. Внутри рынка возникают отрицательные эффекты, научно-технический прогресс так же требует вспомогательных действий со стороны государства. Кроме того, на международном уровне страна конкурирует с другими макроэкономическими субъектам, что требует проведения грамотной экономической политики государства.
Государственное регулирование экономики России
Государственное регулирование экономики России состоит из двух направлений:
- Административного.
- Экономического.
Административные меры включают в себя разрешительные, запретительные и принудительные формы воздействия. Например, разрешение может распространяться на отдельные виды деятельности, так же они могут запрещаться. В некоторых случаях со стороны государства реализуются меры принудительного характера для решения определенных экономических вопросов или устранения разногласий.
Экономическими мерами регулирования считаются бюджетные и денежно-кредитные меры. К бюджетным относят изменение размеров и направлений использования бюджетных средств. Влияние через денежно-кредитную систему осуществляется с помощью изменений ставки процента, нормы резервов банка, налоговой и таможенной политики.
Влияние государства на экономику в России осуществляется через государственный сектор. Он преобладает в оборонном и топливно-энергетическом комплексах. Так же государственные предприятия действуют в медицинской и микробиологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Если сравнивать размер российского госсектора с западными странами, то российский по объему и количеству вовлеченных компаний намного уступает, например, Франции.
Устойчивость к изменениям во внутренней и глобальной экономике проявили крупные российские интегрированные компании. То есть, корпорации более устойчивы к факторам воздействия. Но в стране принято решение о дальнейшем разгосударствлении экономики, особенно в секторе электроэнергетики. Считается, что частные компании более гибко реагируют на изменения рынка, однако, они будут оставаться монополиями каждая в своем регионе.
Эксперты отмечают, что госструктуру российской экономики нельзя назвать оптимальной. В стране нет единого механизма социального управления. Так же недооценивается значение социального управления процессами. Если в странах с развитой экономикой человеческий капитал считается приоритетным, то в России наибольшее внимание уделяется экономическим аспектам.
Анализ государственного воздействия на экономику России
Нормальное государственное регулирование экономики в России осуществляется только в военных и силовых структурах. Влиять на другие сектора, даже с государственной собственностью, не удается. Через прямое административное воздействие власть может регулировать финансовые потоки средств в подчиненных ей организациях. Но потенциал развития заключается в сотрудничестве между государственными и частными структурами.
Эксперты полагают, что инициатива в этом вопросе должна сохраняться за государственной властью. Дело в том, что рыночная экономика в стране является достаточно молодым образованием, поэтому механизм рынка не способен справляться со всеми негативными воздействиями среды. Еще одной проблемой является тот факт, что существуют провалы рынка, которые не позволяют выровнять положение хозяйственной системы.
Некоторые специалисты считаю, что потенциал российской экономики находится в усилении государственного сектора. В его состав предлагают включить остальные сферы добывающей промышленности. Это энергетика, металлургия, оборона, здравоохранение и наука. Важным аспектом развития является инновационная деятельность и расширение инфраструктуры. Для решения этих вопросов нужны финансовые средства. Бюджетных средств обычно не достаточно, поэтому требуется привлечение инвестиций. Отсюда необходимость стабилизировать экономику страны, с целью создания привлекательного инвестиционного фона для желающих вкладываться в российские экономические проекты.
Государственная власть уже сейчас занимается профилактикой оттока капитала за рубеж, стабилизацией макроэкономического положения страны. Продолжение разгосударствления многие авторы считают нецелесообразным, так как российская экономика еще не готова к самостоятельному независимому функционированию частного сектора.