Понятие экономического субъекта
Экономический субъект – это физическое или юридическое лицо, которое выполняет хозяйственную деятельность, неся ответственность за ее результаты.
Экономика строится на производственном процессе, включающим в себя создание и распределение благ, а также их сбыт и конечное потребление. Производство осуществляется в реальном секторе экономики. С одной стороны, он обеспечивает потребности общества в товарах и услугах, с другой стороны – приносит доход в государственный бюджет. Реальный сектор представлен различными формами предприятий, каждое из которых стремится к максимизации собственных доходов.
В экономической теории принято выделять три группы субъектов хозяйствования:
- Домашние хозяйства.
- Предприятия.
- Государство.
Они вступают в экономические и финансовые отношения друг с другом. Могут исполнять роль продавца или покупателя. Государство, как экономический субъект, рассматривается в рамках макроэкономического учения. Оно может исполнять роль регулятора экономики, а также исполнять функции продавца или покупателя благ. Например, государство является крупнейшим потребителем продукции военной промышленности. Оно же предоставляет социальные и государственные услуги населению.
Домашние хозяйства являются главными поставщиками факторов производства на рынок. Они могут производить продукцию и услуги, используя свою профессиональную компетенцию. Предприятия представляют собой базу национальной экономики любого государства. Они действуют на разных этапах производства. Предприятия могут быть производителями и потребителями. Они создают товары и услуги, в которых нуждается общество. При этом выступают главными покупателями факторов производства, природных ресурсов.
Назначение анализа деятельности экономических субъектов
Отношения между субъектами хозяйствования развиваются достаточно быстро. Государственное вмешательство в экономику приносит все менее значимый эффект. Сейчас большинство стран перешло к рыночной модели отношений, характерной чертой которой является наличие конкурентной борьбы. Конкуренция, особенно в секторе массового производства и потребления, настолько высока, что теперь субъекты стремятся к объединению для осуществления совместной хозяйственной деятельности. При этом каждый субъект исполняет свою ведущую роль. Домохозяйства предоставляют факторы производства, государство формирует конкурентную среду, стимулируя производство, а предприятия находят баланс между предложением и спросом.
Анализ хозяйственной деятельности рассматривается в рамках работы предприятий. Система управления предприятием состоит из четырех элементов:
- Анализа.
- Планирования.
- Учета.
- Принятия управленческого решения.
Чтобы предприятие могло достигать поставленных коммерческих целей, а также гибко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, необходимо проводить непрерывный анализ текущего состояния. Анализ позволяет сформировать полную и правдивую информацию не только об окружающей среде и факторах, но и текущем положении дел на предприятии. Он помогает отследить своевременность и качество выполнения управленческих решений. Анализ направлен на осмысление и понимание имеющейся экономической информации. Он создает базу для принятия или пересмотра управленческих решений, внесения определенных корректировок в действующий стратегический план.
Анализ хозяйственной деятельности любого субъекта хозяйствования является элементом менеджмента организации, государства или домашнего хозяйства. Он выявляет внутрихозяйственные резервы, обосновывает действия предпринимателей в условиях неопределенности.
Принципы анализа деятельности экономических субъектов и его виды
Анализ хозяйственной деятельности имеет различные формы и критерии классификации. Выделяют следующие виды анализа:
- По объекту - структурный и функциональный.
- По периодичности проведения – систематический или эпизодический.
- В зависимости от цели – внутренний или сравнительный.
- По характеру – статистический или динамический.
- По масштабу – локальный или комплексный.
- По содержанию – предметный, операционный.
- По форме результата – количественный, качественный.
- По субъекту – самоанализ или внешний анализ.
- По методу проведения – экспертный, факторный, статический.
Для предприятий проводится финансовый и управленческий анализ. Финансовый занимается данными бухгалтерского учета. Он считается внешним по отношению к предприятию. Внутренние процессы оцениваются с помощью управленческого анализа. Сюда включают внутрихозяйственный производственный и финансовый анализ. Так же может осуществляться комплексный экономический анализ. Он включает в себя оценку отраслевых, экономических, финансовых показателей, а также занимается исследованием стратегии, научным обоснованием принимаемых решений, разбивает стратегию на тактику и оперативные действия.
Эффективность анализа будет зависеть от метода его проведения. Чаще всего, предприятия прибегают к услугам экспертов. Они обладают необходимой компетенцией, предоставляют независимое мнение по оценке. Проведение анализа может осуществляться собственными силами предприятия путем сопоставления данных с данными других предприятий отрасли, изучения факторов, их влияния. При планировании могут использоваться различные модели, предсказывающее будущее состояние субъектов хозяйствования. Здесь экономические агенты выбирают оптимальные инструменты анализа и планирования.
Проводимый анализ должен быть научно обоснованным, отвечать принципам:
- комплексности,
- системности,
- объективности.
Анализ должен быть экономичным и действенным. Чтобы проводимая аналитическая работа принесла желаемый эффект для нее составляется план, определяющий последовательность действий и набор необходимых инструментов.