Общее понятие о хозяйственном комплексе и его структуре
В процессе своего развития человек непрерывно сталкивается с проблемой удовлетворения своих потребностей. Суть проблемы заключается в том, что потребности человека безграничны, а возможности их удовлетворения очень ограничены.
Потребностями называют субъективные ощущения человеком нужды в чем-либо. Средство, способное удовлетворить возникающую потребность называется благом.
Часть благ являются бесплатными – атмосферный воздух, вода из ручья и т.п. Но большую часть благ необходимо создавать (экономические блага). Поэтому они обладают определенной рыночной стоимостью и потребительской ценностью. Равновесный показатель этих величин образует рыночную цену. Экономические блага создаются в процессе труда.
Трудом называется сознательная деятельность человека по созданию материальных или духовных благ. Изготовление (создание) материальных и духовных благ в массовом масштабе называется производством.
Но само производство это только основной процесс. Для его обслуживания требуются также определенные операции и предприятия. Так формируется хозяйственный комплекс (или экономика).
Экономикой называется совокупность предприятий, взаимодействующих между собой в процессах изготовления, обмена, распределения, реализации и потребления материальных и духовных благ.
Экономика является основой, базисом формирования и развития общества и социально-экономических формаций. Это очень разветвленная и сложная система. Как и любая сложная конструкция, хозяйственный комплекс имеет свое строение (структуру). Экономике свойственны отраслевая и территориальная структуры.
Отраслевой структурой называется разделение хозяйственного комплекса на отдельные отрасли и межотраслевые образования.
Отрасль – это совокупность предприятий и организаций, выпускающих однородную продукцию или выполняющих подобные однотипные операции.
Экономика любой развитой страны имеет разветвленную отраслевую структуру, в которой выделяют несколько основных направлений (макроотраслей), которые в свою очередь делятся на разделы (отрасли более низкого порядка). Так, например, выделяют следующие макроотрасли:
- промышленность;
- сельское хозяйство;
- транспорт и связь;
- строительство;
- непроизводственная сфера.
В промышленности можно выделить крупные блоки отраслей: металлургия, машиностроение, химическая промышленность, энергетика и пр. Металлургию делят на черную и цветную. В цветной металлургии выделяют отрасли в зависимости от производимого металла. Все деление на отрасли относительно условно. В каждой стране возможны свои системы отраслевого деления национальной экономики.
Территориальной структурой экономики называют распределение предприятий по территории страны или региона.
Понятие о факторах размещения в экономике
Для любого производителя очень важным всегда был и остается вопрос о затратах на производство единицы продукции. В условиях рыночных отношений этот вопрос становится особенно актуальным. На затраты оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним следует отнести особенности организации производства. Среди внешних факторов особую роль играют факторы размещения производства.
Факторами размещения производства называются условия и обстоятельства, которые влияют на величину затрат на производство единицы продукции (определяют ее себестоимость).
Любое предприятие нуждается в сырье, рабочей силе, энергии. Оно также зависит от транспортной системы и условий сбыта продукции. В последнее время большое значение уделяется соблюдению экологической безопасности. Поэтому основными факторами размещения производства считаются:
- природно-ресурсный фактор (сырье);
- наличие или близость энергетической базы (источников относительно дешевой энергии);
- фактор трудовых ресурсов (наличие и уровень квалификации рабочей силы);
- фактор развития транспортной системы;
- природные условия;
- наличие (близость) рынков сбыта;
- особенности производимого продукта (срок хранения, условия реализации и пр.);
- фактор экологической безопасности.
Алюминиевая промышленность
Алюминиевая промышленность входит в состав комплекса отраслей цветной металлургии.
Алюминиевой промышленностью называют совокупность предприятий, отвечающих за добычу алюминиевых руд, их переработку и обогащение, производство металлического алюминия и алюминиевого литья.
В структуре продукции цветной металлургии алюминиевой промышленности принадлежат лидирующие позиции. А в структуре продукции общей металлургии производство алюминия по объемам уступает лишь производству стали. Главными потребителями металлического алюминия являются авиационное, космическое и электротехническое машиностроение, автомобильная промышленность, химическая и пищевая отрасли.
В структуре алюминиевой промышленности выделяют следующие составляющие:
- разработка и добыча алюминиевых руд;
- обогащение руд;
- производство металлического алюминия и алюминиевого литья;
- обслуживающие отрасли и отрасли обеспечения основного производства.
Факторы размещения предприятий алюминиевой промышленности
Основными факторами размещения предприятий алюминиевой промышленности среди всех прочих решающими являются сырьевой (природно-ресурсный) и топливно-энергетический. Именно они определяют основное количество затрат (издержек) в производстве металлического алюминия. Поэтому предприятия тяготеют либо к источникам сырья, либо к энергетической базе. Важную роль играет и потребитель (современные отрасли машиностроения).
Главным видом рудного сырья в производстве алюминия являются бокситы, нефелины и алуниты. В бокситах содержится наибольшая концентрация полезного вещества. Основные запасы бокситов в мире находятся в Центральной и Западной Африке, Южной Америке, Юго-Восточной Азии, Китае, на Урале. Поэтому добывающие предприятия находятся в районе месторождений. Там же размещены горно-обогатительные производства.
Так как производство алюминия требует значительных затрат электроэнергии, то топливно-энергетический фактор является также очень важным. Поэтому производство металлического алюминия приурочено к районам сосредоточения крупных и мощных гидроэлектростанций. Сочетание вышеуказанных факторов обусловило то, что мировыми лидерами по производству алюминия являются Китай, Россия и Канада.