Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы анализа развития малого бизнеса

Определение 1

Малый бизнес - это вид предпринимательской деятельности, который отличается относительной небольшой суммой годового дохода (как правило, не более 800 млн. рублей, или 10 млн. долларов), небольшим количеством нанятых работников (не более 100 человек), функционированием в отрасли с наиболее конкурентной средой (например, сельское хозяйство, бытовые услуги и пр.).

Общие сведения о малом бизнесе

Малый бизнес играет значимую роль в развитии экономики. Он оказывает определенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта, состояние занятости населения. Экономические процессы в обществе стабилизируются во многом благодаря гибкости и высокой адаптивности алых предприятий к изменению рыночной конъюнктуры.

Отсюда следует необходимость постоянного развития сектора малого предпринимательства. Решение данной задачи осложняется тем, что традиционными отличительными чертами малых предприятий являются:

  • Низкая доходность;
  • Ограниченность собственных ресурсов;
  • Высокая интенсивность труда;
  • Трудности при внедрении новых технологий;
  • Повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Перечисленные свойства малого бизнеса обуславливают необходимость регулярного изучения его состояния, тенденций функционирования его отдельных субъектов и т.д. Т.е. нужно проводить комплексную аналитическую работу. А это осуществляется через применение специальных методов.

Методические основы анализа развития малого бизнеса

Метод анализа развития малого бизнеса представляют собой совокупность способов научного исследования явлений, связанных с функционированием субъектов малого предпринимательства. Проблема разработки методики анализа развития малого бизнеса в настоящее время является достаточно актуальной проблемой. Актуальность эта вызвана, во-первых, существованием большого числа представленных на данный момент в экономической науке методов анализа, но при этом отсутствия согласия насчет главного метода. Во-вторых, развитие малого бизнеса провозглашается в качестве одной из приоритетных целей государства, ради достижения которой реализуют целые комплексы программ, вследствие чего требуется оценить их эффективность. В-третьих, в настоящее время интенсивно развиваются информационные технологии, которые предоставляют для анализа огромный набор разнообразной информации, не доступной ранее для изучения.

«Методы анализа развития малого бизнеса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Как показывает практика, для того чтобы проанализировать деятельность и развитие субъектов малого предпринимательства и сектора малого бизнеса вообще, аналитики используют следующие показатели (критерии):

  • Численность нанятых работников;
  • Количество малых предприятий;
  • Количество нанятых работников на одно малое предприятие;
  • Размер средней заработной платы работников, нанятых малыми предприятиями;
  • Оборот малых предприятий на одного нанятого работника;
  • Оборот малых предприятий на одно малое предприятие;
  • Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) в расчете на одного нанятого работника;
  • Удельный вес прибыльных малых предприятий в общем количестве малых предприятий.

Из представленных частных показателей аналитики сперва выводят несколько обобщающих показателей, которые затем трансформируются в итоговый интегральный показатель, выступающий итоговым мерилом развития малого бизнеса.

Статистические методы анализа развития малого бизнеса

Анализ развития малого бизнеса в основном представлен статистическими исследованиями, т.е. обработкой статистических показателей, характеризующих результаты деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Статистические исследования начинаются с организации статистических наблюдений, в ходе которых собирается статистически значимая информация.

Замечание 1

Статистическими наблюдениями обычно занимаются правительственные и общественные организации. Например, в Российской Федерации полномочия по данному вопросу вменены Федеральной службе по государственной статистике (Росстату).

Малые предприятия и индивидуальные предприниматели обязаны (часть – по умолчанию, часть – по требованию) предоставлять в органы статистики статистическую отчетность. Кроме того, органы статистики могут запросить у государственных органов имеющиеся у них административные данные по субъектам малого бизнеса.

Анализ развития малого бизнеса также предполагает его сегментацию по некоторым признакам. Например, возможно разделение малых предприятий на работающих в городе и на работающих в сельской местности. Широко распространена отраслевая структура сектора малого предпринимательства (например, в отраслях торговли, финансов, бытового обслуживания и т.д.).

В последнее время в статистику малых предприятий вошло такое новое направление, как бизнес-демография. Она позволяет проанализировать развитие субъектов малого бизнеса от момента их рождения (т.е. государственной регистрации в статусе юридического лица) через хозяйственную жизнедеятельность и до смерти (банкротства, ликвидации, продажи и т.п.).

Подход бизнес-демографии позволяет выявить выживаемость малых предприятий, установить степень их текучести, идентифицировать наиболее «живучие», определить наиболее сильные факторы в этом случае. Благодаря этому изученный и опубликованный опыт может быть использован другими предприятиями, что благоприятно скажется на развитии всей экономики.

Кроме того, благосостояние малых предприятий принято анализировать через такие критерии, как оборот, добавленная стоимость, производительность, результаты инновационной и экспортной деятельности и др. Перечисленное позволяет дать оценку текущему развитию малого бизнеса в экономике и сделать прогноз его будущего состояния.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot