Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Маржинальный анализ рентабельности

Определение 1

Маржинальный анализ рентабельности – это метод исследования прибыли хозяйствующего субъекта, в основе которого лежит соотношение объёма продаж, себестоимости и прибыли при заданных ограничениях.

Основы маржинального анализа рентабельности, маржинальный доход

В настоящее время в отечественной экономической науке большой интерес представляет методика проведения маржинального анализа рентабельности, которая нашла широкое применение в западных странах. Данная методика, в отличие от традиционных методов анализа прибыли и рентабельности, которые используются большинством российских предприятий, позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями, характеризующими результаты хозяйственной деятельности, и точнее измерить влияние факторов как внутренней, так и внешней среды.

Маржинальной рентабельностью называют показатель, отражающий сумму получаемого предприятием дохода на вложенный рубль прямых затрат. В связи с этим маржинальная рентабельность зачастую используется для проведения сравнительного анализа различных видов продукции.

Значение маржинальной рентабельности рассчитывается в результате деления маржинального дохода хозяйствующего субъекта на его прямые затраты. Полученное значение, как правило, умножают на 100%.

Считается, что именно маржинальный доход является основной категорией маржинального анализа, а маржинальная рентабельность – это только производный от него показатель. Маржинальный доход хозяйствующего субъекта равен разности его выручки от реализации (без учета НДС и акцизов) и его переменных затрат.

Маржинальный доход зачастую называют суммой покрытия, потому что за счет той суммы, которую он выражает, предприятие покрывает постоянные затраты и финансирует прибыль. Отсюда следует, что предприятию необходимо достигать как можно более высокого уровня маржинального дохода. Это позволит ему быстрее возмещать постоянные затраты и получать большую прибыль.

«Маржинальный анализ рентабельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В рамках маржинального анализа довольно часто определяют, так называемый, удельный маржинальный доход. В отличие от просто маржинального дохода, который рассчитывается на весь объем выпуска в целом, данный показатель дает характеристику на единицу продукции каждого вида.

Для того, чтобы найти удельный маржинальный доход, нужно маржинальный доход поделить на объем реализации. По-другому этот показатель можно представить как разницу цены единицы продукции и переменных затрат на единицу продукции.

Экономический смысл удельного маржинального дохода заключается в демонстрации им прироста прибыли предприятия от выпуска каждой дополнительной единицы продукции. Если данный показатель окажется отрицательным, то выручка предприятия от реализации продукции не покрывает даже переменных затрат, что значит увеличение общего убытка организации от производства каждой последующей единицы продукции.

Показатели маржинального анализа рентабельности

В аналитической практике часто используется методика анализа рентабельности, которая предполагает расчет сразу нескольких показателей рентабельности. Каждый из этих показателей имеет экономический смысл, поэтому их расчет является обязательным для любого современного предприятия.

В частности, методика маржинального анализа показателей рентабельности, которая учитывает взаимосвязь «расходы — объем — операционная прибыль» (благодаря этому обеспечивается более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия), включает в себя следующие показатели:

  • рентабельность одного вида продукции;
  • рентабельность продукции в целом по организации;
  • рентабельность продаж (отличается от первых двух показателей тем, что в знаменателе указываются не совокупные затраты, а только совокупные переменные затраты);
  • маржинальная рентабельность в целом по организации (отличается от первых трех показателей тем, что в числителе не происходит вычитания совокупных постоянных затрат);
  • маржинальная рентабельность отдельного вида продукции.

Стоит отметить, что методика маржинального анализа рентабельности и прибыли предприятия несколько усложняется в условиях производства большого числа видов продукции. В данном случае аналитикам приходится кроме рассмотренных факторов также учитывать влияние структуры (это может быть выражено удельными весами) реализованной продукции предприятия.

Значение результатов маржинального анализа рентабельности

При проведении анализа показатели, рассчитанные для отчетного периода, сравниваются с показателями, которые были рассчитаны за предыдущий период. Данное сравнение осуществляется посредством вычитания из более позднего показателя более раннего.

Благодаря данной операции предприятие может узнать, в каком направлении оно развивается. Желательным является получение данного показателя (прироста), измеряемого в процентных пунктах, в положительном значении. Это говорит об увеличении рентабельности предприятия за анализируемый период. Соответственно, отрицательные значения свидетельствуют об ухудшении его финансового положения.

Кроме того, такой динамический анализ маржинальных показателей предоставляет данные для сравнительного исследования с основными конкурентами по рынку, а также в целом по отрасли. От этого сравнения будут зависеть итоговые результаты маржинального анализа рентабельности. Даже если прирост окажется отрицательным, но меньшим, чем в среднем по отрасли, это можно будет считать для предприятия успехом. И наоборот, положительный прирост при больших значениях аналогичного показателя у конкурентов может означать неудачно проведенный отрезок.

Дата последнего обновления статьи: 26.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot