Классификация логико-экономических приемов анализа
На сегодняшний день в экономическом анализе имеется большая совокупность различных приемов и способов, которые относятся к экономике или же заимствованы из других наук. Методы экономического анализа подразделяются на:
- Экономико-математические;
- Логико- экономические;
- Эвристические.
Логико-экономические приемы анализа являются традиционными методами, которые широко применяются с момента появления экономического анализа.
Экономический анализ с применением логико-экономических методов состоит из:
- Стандартных методов,
- Коэффициентного метода,
К числу стандартных относятся:
- Горизонтальный анализ, который используется при определении относительных и абсолютных отклонений фактических значений от базовых. Выделяются и оцениваются изменения величин. Темп изменений за некоторый промежуток времени позволяет спрогнозировать значения в будущем;
- Вертикальный анализ, который представляет собой исследование структуры с помощью расчета удельного веса отдельных частей в общем итоге с определением влияния каждой отдельной части на результат. С помощью данного анализа можно осуществлять сравнительный анализ, учитывая отраслевую специфику;
- Факторный анализ, который представляет собой методику системного и комплексного исследования и измерения влияния факторов на значение результативного показателя. Факторный анализ может быть следующих видов: Дедуктивный и индуктивный, статический и динамический, детерминированный и стохастический, перспективный и ретроспективный.
Результативный – это показатель, являющийся объектом исследования. Факторный показатель – это такой показатель, который является характеристикой результата, определяющей поведение данного объекта.
Коэффициентный метод – это расчет различных коэффициентов на основе данных финансовой отчетности. Данному методу придается особая значимость в анализе, поскольку он является наиболее эффективным, но в то же время проблемным. Экономическая эффективность коэффициентов заключается в том, что они с наибольшей точностью позволяют выявить сильные и слабые стороны работы предприятия, которые требуют исследования в дальнейшем; определить ключевые направления в динамике и степень влияния факторов на изменение результата, что не удается проследить посредством горизонтального или же вертикального анализа. При этом существуют и проблемы, связанные с применением и объяснением коэффициентов, рассчитываемых на основе финансовой отчетности. Их качественное значение зависит от сопоставимости и надежности показателей, которые применяются в расчетах. Множественность коэффициентов, применяемых в анализе, делает затруднительной однозначную оценку финансовой ситуации на предприятии.
Также к стандартным методам относится пространственный анализ, который состоит из внутрихозяйственного анализа, при котором анализируются показатели отчетности отдельных структурных подразделений, и межхозяйственного сравнительного анализа, в рамках которого анализируются отдельные показатели данного предприятия и показатели конкурентов с общеэкономическими и среднеотраслевыми значениями.
Другим стандартным методом является трендовый анализ, который используется при изучении рядов динамики с помощью сравнения каждой позиции с несколькими предшествующими периодами. Тренд позволяет сформировать возможные значения показателя в будущем и проводить перспективный анализ.
Краткое описание логико-экономических приемов анализа
Способ сравнения представляет собой совокупность методов сопоставления аналогичных показателей изучаемого объекта. Числовые значения приобретают особый смысл только при сравнении с другими. Важное условие сравнения показателей – это их однородность. Базой сравнения может быть целая совокупность показателей: фактические значения и значения в бизнес-плане, показатели конкурентов в динамике, прогнозируемые показатели и др.
Метод сравнения позволяет оценить:
- Ход выполнения бизнес-плана;
- Возможности экономии ресурсов;
- Выбор оптимального варианта решения;
- Внутренние резервы.
Также к логико-экономическим приемам анализа относится графический способ, который заключается в отображении исходных данных и результатов их обработки в виде диаграмм, графиков и гистограмм.
Значение графического способа в экономическом анализе состоит в том, что он:
- Познавателен, т.е. нагляден и иллюстративен;
- Аналитичен – можно определить закономерности во взаимосвязях показателей;
- Может выступать способом расчета того или иного показателя.
Самый удобный способ представления информации в экономическом анализе – это таблица. В таблицах компактно представляется исходная информация, отражаются алгоритмы, результаты расчетов, мнение аналитиков и т.п.
Методы факторного анализа
Чтобы выявить и измерить взаимодействие факторов, а также их влияние на изменение результативного показателя, в факторном анализе используются различные методы:
- Балансовый метод;
- Индексный метод, позволяющий разделить по факторам не только относительное, но и абсолютное отклонение результативных показателей;
- Метод цепных подстановок применяется в расчетах влияния отдельных факторов на результативные показатели, при этом используются различные факторные модели, выраженные в виде функции нескольких переменных;
- Интегральный метод, как и метод цепных подстановок, используется для определения влияния фактора на результативный показатель в моделях, которые отражают функциональные зависимости. С его помощью можно получить наиболее точные расчеты, которые не зависят от последовательности изменения базисных значений на отчетные;
- Метод дифференцирования – это так же метод количественной оценки воздействия отдельных факторов на результат.