Понятие метода экономического анализа
Слово «метод» произошло от греческого и означает «путь к чему-либо». Таким образом, метод – это способ достижения поставленных целей. Применительно к науке методом является способ исследования предмета данной науки. Метод любой науки в своей основе имеет диалектический подход к анализу рассматриваемых явлений и предметов.
Метод можно рассматривать и с точки зрения теории, и с позиции практики.
С теоретической позиции описание и характеристика финансового анализа отражается в его методологии как учение о принципах строения, формах и методах научного познания.
С точки зрения практики метод – это совокупность конкретных приемов и способов, которые позволяют практически изучить данный объект или же явление.
В широком смысле метод экономического анализа – это система теоретико-познавательных категорий, регулятивных принципов изучения финансовой деятельности хозяйствующих субъектов и научного инструментария.
Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
- Исследование системы экономических показателей, с помощью которой количественно оцениваются отдельные стороны хозяйственной деятельности компании. Все показатели разделяются на подсистемы в зависимости от объекта анализа. Другими словами, каждое экономическое явление описывается не одним показателем, а целым комплексом;
- Изучение системы показателей в их взаимосвязи и взаимозависимости. Исследование взаимосвязи требует выделения результативного показателя, а также факторов на него влияющих. При анализе факторы-показатели принято разделять на внешние и внутренние, основные и не основные, определяющие и не определяющие. Это позволяет отыскать экономические рычаги воздействия на потенциал предприятия;
- Количественная оценка влияния факторов на результативные показатели.
Использование метода экономического анализа включает следующие процедуры:
- Выявление системы показателей, которые определяют объект по заданному направлению;
- Установление взаимозависимости показателей и определение групп взаимозависимых показателей;
- Определение типа взаимосвязи показателей;
- Выбор приемов и способов, необходимых для изучения взаимосвязи.
Вся совокупность приемов и способов, которые используются в исследовании хозяйственных процессов, называется методикой экономического анализа (инструментарием анализа).
Формализованные и неформализованные методы экономического анализа
Существуют различные классификации методов экономического анализа. Наиболее часто выделяют формализованные и неформализованные методы. Основу первых составляют достаточно строгие формализованные зависимости. Вторая группа методов основана на описании на логическом уровне аналитических процедур, а не с помощью строгих зависимостей аналитического характера. В данном случае нельзя сказать, что полностью отсутствуют какие-либо формальные ограничения и процедуры, но для неформализованных методов особенно существенен элемент субъективизма.
К формализованным (математическим) методам экономического анализа относятся:
- Элементарные методы микроэкономики: балансовый метод, интегральный метод, метод элиминирования и т.д.;
- Традиционные методы: метод группировки, метод средних величин, индексный метод, традиционные методы анализа рядов динамики;
- Методы стохастического моделирования: корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ, современный факторный анализ, метод обработки пространственно-временных совокупностей и т.д.;
- Методы финансовых операций: метод оценки денежных потоков, метод дисконтирования и наращения;
- Методы теории принятия решений: метод прогнозирования и ситуационного анализа, линейное программирования и имитационное моделирование, методы построения дерева решений, метод анализа чувствительности и т.д..
Неформализованные методы:
- Метод сравнения;
- Метод разработки системы показателей;
- Метод детализации;
- Метод построения аналитических таблиц;
- Эвристический метод и т.д.
Наиболее распространенные методы экономического анализа
Самыми распространенными методами экономического анализа являются:
- Метод абсолютных величин, относительных и средних;
- Вертикальный и горизонтальный анализ;
- Трендовый и факторный анализ;
- Анализ при помощи финансовых коэффициентов.
С помощью абсолютных показателей можно охарактеризовать численность, объемы изучаемого явления или процесса. Такие показатели всегда имеют единицы измерения:
- Натуральные;
- Условно-натуральные;
- Стоимостные или денежные.
Абсолютные показатели можно получить, подсчитав собранные данные или же расчетным путем.
Относительные показатели являются отношением абсолютных показателей, т.е. сколько единиц одного показатели приходится на единицу другого.
При анализе финансово-хозяйственной деятельности необходимо рассматривать во взаимосвязи абсолютные и относительные значения.
Средняя величина представляет собой обобщающую характеристику исследуемого признака в анализируемом объеме данных и показывает типичный уровень на единицу совокупности при заданных условиях времени и места.
При вертикальном анализе финансовый отчет представляется в виде относительных показателей, что позволяет проследить удельный вес каждого параметра в итоге.
При горизонтальном анализе выстраивается одна или несколько аналитических таблиц, где абсолютные показатели дополняются относительными.
Трендовый анализ является частью перспективного анализа, который необходим при финансовом прогнозировании.
Факторный анализ представляет собой методику системного и комплексного исследования и измерения влияния факторов на значение результативных показателей.
Финансовые коэффициенты используются как правило при анализе финансового состояния компании, являются относительными показателями, определяемыми по данным финансовой отчетности.