Сущность экономического анализа и его методы
Экономический анализ представляет собой распространенный метод исследования, научную базу принятия управленческих решений.
Посредством экономического анализа происходит выявление производственных и финансовых рисков, прогнозирование воздействия принимаемых решений на окончательные результаты деятельности компании.
Основные методы экономического анализа при проведении хозяйственной деятельности компаний:
- Горизонтальный анализ, представляющий собой анализ тенденций путем сравнения показателей с аналогичными показателями других периодов;
- Вертикальный (структурный) анализ, исследующий структуру показателей;
- Факторный анализ, анализирующий влияние отдельных частей (факторов) финансовой и хозяйственной деятельности компании на базовые экономические показатели ее деятельности;
- Сравнительный анализ, предполагающий сравнение изучаемых показателей с аналогичными показателями предыдущего периода (или со среднеотраслевыми показателями, показателями основных конкурентов);
- Трендовый анализ, определяющий тенденции в динамике изменений показателей за долгий период;
- Анализ финансовых коэффициентов (относительные показатели), осуществляющий расчет числовых отношений в разных формах финансовой отчетности, включая определение взаимосвязи показателей;
- Анализ на основании стохастических моделей.
Горизонтальный метод анализа
Горизонтальный метод анализа характеризуется построением одной или нескольких аналитических таблиц. В данных таблицах абсолютные показатели дополняют относительными темпами роста (уменьшения, снижения).
Агрегированность показателя можно определить анализом, при котором берут темп роста (прироста) за несколько лет. Это дает возможность провести анализ не только изменения соответствующих показателей, но и спрогнозировать их значение.
Снижение ценности результатов горизонтального анализа может произойти в условиях инфляции.
Для того, что бы определить абсолютное изменение показателей происходит расчет следующей величины:
$∆А = Ао – Аб$, где:
- Ао – показатель за отчетный период;
- Аб – показатель базисного периода.
При расчетах темпа прироста показателей производят расчет величины:
$ТР(А) = ∆А / Аб • 100 %$
При помощи показателя ТР(А) определяют, на сколько процентов изменилось значение показателя отчетного период в сравнении с базисным периодом.
Вертикальный (структурный) метод анализа
Вертикальный метод используют при анализе структуры средств предприятий, включая их источники.
Данный метод анализа дает возможность определения доли каждой составляющей сложного показателя в совокупном целом.
При оценке структуры чаще всего используют следующую формулу:
$Di = Ai / A$, где:
- $Di$ – доля $i$ – й составляющей;
- $Ai$ – отдельный элемент или статья;
- $A$– совокупность статей (валюта баланса).
Принято выделять две базовые позиции, которыми обусловлена необходимость и целесообразность использования метода вертикального или структурного анализа:
- Проведение межхозяйственных сравнений экономических потенциалов и итогов деятельности предприятий, которые отличаются величиной используемых ресурсов и прочими показателями объема, путем перехода к относительным показателям.
- Сглаживание в определенной степени негативных влияний инфляционных процессов посредством относительных показателей. Процессы, проходящие во время инфляции, значительно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности, что затрудняет их сопоставление во времени.