Экономическое значение туризма
Привлечение иностранных туристов в страну, прежде всего, является хорошим доходом для страны, принимающей туристов.
Экономическая эффективность туризма показывает уровень эффективности использования производственных и туристических ресурсов, в течение определенного промежутка времени.
Показатели внутренней эффективности туризма делятся на основные и дополнительные.
Основные:
- рентабельность туристических фирм. Этот показатель равен отношению прибыли к расходам , затраченным на обслуживание туристов;
- производительность труда. Выражается объемом предоставленных туристам услуг, либо временем, которое затрачивается на обслуживание одного клиента одной туристической фирмой.
Дополнительные. Данный показатель отражает прибыль от въезжающих из-за границы туристов.
- валютный доход в расчете на одно место в гостинице или на один гостиничный номер;
- валютный доход на одного работника, который обслуживает туристов.
Главными задачами анализа деятельности туристической фирмы являются:
- проверка обоснованности планов;
- установление степени выполнения всех положений бизнес-плана, а так же установленных нормативов;
- выявление влияния факторов величину разницы между фактическими величинами и базисными;
- поиск внутрихозяйственных резервов, призванных увеличить эффективность деятельности, а так же установление способов использования данных резервов.
Экономическая эффективность туризма отражает степень эффективности использования туристических ресурсов, в течение какого-либо промежутка времени.
Основными критериями эффективности деятельности туристической фирмы являются:
- количество туристов;
- количество дней тура. Исчисляется как произведение количества туристов на среднее время пребывания каждого туриста в данной стране;
- величина расходов туристов (за сутки);
-
коэффициент неравномерности. Он рассчитывается по следующей формуле:
$K_1 = (Dmax / Dmin) • 100%$
$K_2 = (Dmax / Dгод) • 100%$
$K_3 = (Dmax / Dср.мес.) • 100%,$, где;
- $Dср.мес = Dгод /12$;
- $Dmax$ и $Dmin$ - это число туродней в месяцы $max$ и $min$ туристического потока;
- $Dгод$ и $Dср.мес$ - это годовое и среднемесячное число туродней.
-
состояние и развитие материально-технической базы.
Общее количество коек на одного туриста = количество мест коек, которые используют в течение года 365 + количество мест коек, используемых по сезонам количество дней функционирования для сезона.
-
показатели финансово-экономической деятельности туристической фирмы.
Основные формулы для определения уровня эффективности деятельности туристической фирмы
Основными формулами для определения уровня эффективности деятельности туристической фирмы являются:
-
Постоянные затраты. К таким величинам относят расходы по следующим направлениям: расчеты с сотрудниками, уплата коммунальных платежей, обязательные платежи в бюджетные фонды, арендная плата, расчеты за маркетинговые услуги и т.д.
Зпост = Сумма всех обязательных расходов (руб / мес)
-
Переменные затраты. По-другому – производственные затраты, а именно: расходы на приобретение топлива, затраты на электроэнергию, так же относят расчет с сотрудниками, ставка которых зависит от объема производства.
Зпер = Сумма всех переменных затрат (руб / чел)
-
Постоянные и переменные затраты в совокупности представляют собой более обширную группу затрат - валовые общие издержки предприятия.
Иобщ = Зпост + Зпер (руб)
-
Прибыль туристической фирмы рассчитывается по следующей формуле:
П = Иобщ • 30%
Так же, необходимо рассчитывать выручку от одного тура:
В = Иобщ + П (руб)
-
Предельные затраты. Данный коэффициент показывает зависимость изменения затрат от изменения объема продаж:
Зпред = Вобщ / Опродаж (руб)
-
Маржинальный доход:
Мд = В - Зпер (руб)
Мд = Зпост + Зобщ (руб)
-
Коэффициент маржинального дохода. Показывает какую долю в общем объеме выручки занимает маржинальный доход:
КМД = Мд / В
-
Порог рентабельности:
Прент = Зпост / КМД (руб)
-
Зап фп = В – Прент
-
ЭОР = Мд / Приб