Сущность экономического анализа спроса
Организациям необходимо осуществлять анализ спроса на продукцию, поскольку в процессе проведения анализа выявляются такие данные как: наиболее и наименее потребляемых товары, товары или их группы, приносящие наибольшую доходность, динамика интересов потребителей.
Анализ спроса имеет сложный характер, она объясняется тем, что необходимо рассмотреть не просто увеличение спроса, но и его изменение, а так же выявить факторы, благодаря которым спрос подвержен изменению.
Факторы, влияющие на спрос
Факторы, которые выявляются при определении потребностей покупателей:
- качество продукта;
- насыщенность рынка;
- ценовая категория того или иного товара;
- доходы покупателей;
- изменение доходов потребителей;
- цены на схожие товары;
- предпочтения покупателей и т.д.
Данные факторы в отдельности или же группа факторов могут влиять на решения потребителей.
Инструментом, который может наладить баланс между спросом и предложением является цена на товар. А на выбор цены влияет фактор эластичности.
Выявления эластичности является главным условием проведения анализа спроса:
- Если коэффициент эластичности выше единицы, то спрос считается эластичным;
- Если коэффициент эластичности ниже единицы, то он считается неэластичным;
- Если данный показатель равен нулю, то он абсолютно неэластичен, т.е. спрос не реагирует на изменение цен;
- Если эластичность равна единице, то скорость увеличения спроса и скорость понижения цен равны.
Так же, провести анализ помогают так называемые детерминанты эластичности спроса.
Существуют следующие детерминанты:
- Воспринимаемая ценность. Товар обладает такими характеристиками, как – уникальность, качество, эксклюзивность.
- Информационные издержки. Наличие неточной информации для потребительского сектора. Например: неполная информация о товарах-аналогах.
- Экономические издержки. К ним относятся: невысокая цена на товар, маленький объем предлагаемой продукции, невысокие доходы потребителей.
Риск невостребованности продукции
Экономисты могут так же провести оценку рисков продукции, это покажет на сколько востребована данная продукция. Спрос на товар напрямую связан с возможными рисками. Оценка риска напрямую связана со спросом.
Для того, чтобы уменьшить потери, каждой организации необходимо выявить причины появления рисков, путем проведения анализа.
Основные внешние причины:
- демографические
- политические
- неплатежеспособность потребителей
- социально-экономические
Внутренние причины:
- невысокая конкурентная способность продукции
- неэффективная маркетинговая деятельность продавца
- неверный прогноз в отношении спроса
- некорректная ценовая политика организации
От времени обнаружения риска зависит следующее:
- возможность замещения товара другим;
- изменение товара;
- необходимость выхода товара на рынок.
Анализ спроса выявляет следующие категории товаров:
- товар, который помогает приносить прибыль;
- товар, находящийся посередине, он не приносит много прибыли, но и не заставляет организацию терпеть убытки;
- овар, требующий много внимания, а именно – активной рекламы;
- товар, совсем не приносящий прибыль.
Такое распределение товаров на группы, а так же анализ данных групп поможет продавцу правильно направить финансирование на тот или иной товар.
Исследование спроса, а так же его своевременный анализ, помогает понять и предотвратить его снижение благодаря внедрению какого-то нового процесса, либо усовершенствование уже имеющегося.
Анализ спроса способствует разработке ассортиментной линии, полностью соответствующей потребительским запросам.
Помимо этого анализ помогает выявить конкурентов, провести анализ их деятельности, и, как следствие – выявить сильные и слабые стороны конкурентов. Именно комплексный анализ позволит выявить способы преодоления негативного влияния конкурентов и укрепить свое положение на рынке.