Понятие экономического анализа
Для определения эффективности любого действия необходимо сравнить полученный результат с прогнозируемым. В экономической деятельности это имеет особенно важное значение. Ведь любой предприниматель хочет, чтобы производство функционировало максимально эффективно. Поэтому необходим тщательный анализ экономической деятельности.
Экономический анализ – это комплекс мероприятий по изучению состояния и деятельности предприятия и его подразделений, выявление отклонений от прогнозируемого результата, негативных явлений в работе предприятия, выяснение причин этих явлений и разработка рекомендаций по дальнейшему повышению эффективности работы предприятия и его управленческого аппарата.
Эти мероприятия являются необходимым инструментом регулирования деятельности любого предприятия или организации, юридического или частного лица. Благодаря им удается определить и проанализировать успехи и просчеты в экономической деятельности, определить скрытые резервы и упущенную выгоду.
Понятие маркетинговой деятельности
С началом экономических реформ в наш лексикон прочно вошел термин «маркетинг». И хоть значительная часть населения имеет очень отдаленное понятие о значении этого слова, маркетинговая деятельность является обязательной составляющей любого хозяйства, любой экономики. Сегодня ни одно предприятие не может обойтись без собственной маркетинговой службы.
Появление маркетинга явилось закономерным следствием основной экономической проблемы: «Как с помощью ограниченных ресурсов максимально удовлетворить безграничные потребности людей?». Решение этой проблемы требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Именно поэтому в современных условиях рыночной экономики преимущества имеет то предприятие, которому удается наиболее точно определять разнообразие вкусов клиентов. Именно этим и занимается маркетинговая служба.
Маркетингом называют совокупность способов убедить широкие массы сделать покупку.
Но это довольно узкое понимание данного термина. В современных условиях специалисты считают маркетинг одной из функций управления. А многие считают его цельной концепцией управления в условиях рыночной экономики.
Для достижения своей цели маркетинг может использовать как средства массовой информации (СМИ), так и другие способы привлечения внимания и убеждения. Один из лучших теоретиков, работающих над по проблемами управления, Петер Друккер, утверждает, что целью маркетинга является сделать усилия по сбыту продукции ненужными. Он считает, что целью маркетинга является настолько хорошее знание и понимание клиента, что товар или услуга будут точно ему подходить и продавать сами себя.
Возник этот термин в начале ХХ-го века в США. В средине ХХ-го века его рассматривали как ведущую функцию управления. Многие специалисты дают свое определение маркетинга. Одно из самых распространенных определений формулируется следующим образом:
Маркетингом называется процесс управления, который направлен на определение, предвидение и удовлетворение требований потребителя и получения прибыли.
Выделяют следующие виды маркетинга по виду деятельности:
- финансовый маркетинг;
- инновационный маркетинг;
- промышленный маркетинг;
- маркетинг в сфере услуг.
Цели и задачи анализа маркетинговой деятельности
Маркетинг преследует следующие цели:
- достижение максимально возможных показателей потребления;
- по возможности максимальное удовлетворение потребительского спроса;
- предоставление как можно более широкого выбора товаров и услуг;
- повышение уровня жизни населения.
А для его анализа требуется в первую очередь информация о состоянии как предприятия, таки и потребителей. Поэтому главной целью анализа маркетинговой деятельности является оценить степень готовности маркетинговой службы предприятия к реализации своей продукции. Для этого следует выполнить следующие мероприятия:
- оценить финансовое состояние как предприятия, так и потребителей (платежеспособность);
- изучить вкусы потенциальных покупателей и основные тенденции моды;
- изучить состояние рынка подобной продукции, выявить наличие конкурентов;
- наладить рекламу производимой продукции;
- формировать общественное мнение;
- провести анализ факторов, влияющих на эластичность спроса;
- разработать стратегию и тактику формирования спроса и предложения.