Государство – это субъект экономических отношений, который может принимать участие в них как производитель продукции, как ее потребитель, как арбитр или как источник обязательных к соблюдению требований для других экономических субъектов.
Классическая концепция государственного вмешательства в экономику
Если рассматривать экономику как деятельность по изготовлению и потреблению благ, то она всегда существовала в человеческом обществе. Государство как социальный институт сформировался позднее – около 5 тысяч лет назад. По мере становления и укрепления государство играло все большую роль в общественной жизни, в том числе в экономической сфере.
Отношение к государству как к субъекту экономических отношений отличалось на разных исторических этапах, в разных социально-культурных, политических и экономических реалиях. Научно обоснованный подход к проблеме роли государства в экономике впервые сложился вместе с формированием самой экономической науки.
В XVII и XVIII вв., когда в Европе и Америке шел процесс становления рыночных отношений, господствовала экономическая доктрина меркантилизма. Ее представители были ярыми сторонниками безусловной необходимости государственного регулирования экономики в целях развития национальной торговли и промышленности.
Постепенно класс предпринимателей набирал силу. Поэтому его видение государственного вмешательства как ограничение для ведения предпринимательской деятельности стало причиной того, что меркантилизм в конце XVIII века был заменен на идеи экономического либерализма. Они заключались в придании государственному вмешательству в экономику негативной оценки.
Наиболее полно идеи экономического либерализма были обоснованы английским экономистом Адамом Смитом (1723 – 1790 гг.). Свои мысли он изложил в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Согласно его мнению, исключение государственного регулирования приведет к повышению эффективности функционирования экономики, поскольку рыночная система способна к саморегулированию через действие механизма «невидимой руки». (т.е. личного интереса отдельных индивидов получить максимальную прибыль).
Те, экономисты, которые поддержали идеи, высказанные и обоснованные А. Смитом, впоследствии образовали, так называемую, классическую школу экономической науки. Они считали, что существует обратно пропорциональная зависимость между масштабами вмешательства государства в экономику и эффективностью функционирования рынка, поэтому для экономики лучше, чтобы участие государства в экономической жизни общества было сведено к минимуму, и ему оставались лишь функции «ночного сторожа»:
- Обеспечивать внешнюю военную защиту от агрессивного поведения других государств;
- Устанавливать общие «правила игры» (в виде законов);
- Обеспечивать соблюдение этих «правил» (в первую очередь, через судебную защиту права на частную собственности).
В то время главными сторонниками экономического либерализма были Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.), Ж. Сэй (1767 – 1832 гг.), Д. Милль (1806 – 1873 гг.) и др. Причем из этих классических воззрений на рыночную экономику было выведено множество современных неоклассических концепций (например, монетаризм, теория рациональных ожиданий).
Современные взгляды на роль государства в экономике
Роль государства в рыночной экономике была существенно пересмотрена в связи с активной научной деятельностью другого английского экономиста – Дж.М. Кейнса (1883 – 1946 гг.). В 1936 году он опубликовал свой фундаментальный труд – «Общая теория занятости, процента и денег». Кейнс утверждал, что экономика неспособна самостоятельно преодолеть спад, поэтому требуется государственное вмешательство. Экономические меры государства по повышению совокупного спроса могут уравновесить его с совокупным предложением. Благодаря этому экономика выйдет из кризисного состояния, ее развитие начнет стабилизироваться.
Идеи, высказанные Дж. Кейнсом, стали основой для формирования нового раздела экономической теории – макроэкономики. А инструментарий, предложенный английским экономистом, стал основой для макроэкономического анализа.
Кейнс предложил регулировать совокупный спрос через применение государством соответствующих инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Основными из них являются уровень ключевой ставки, размер обязательных банковских резервов, операции Центрального банка на открытом финансовом рынке, государственные закупки, налоги, дотации, субсидии и т.д.
Большинство развитых стран мира после окончания Второй мировой войны проводило свою государственную экономическую политику на основе концепций кейнсианства. Считается, что принятие государством мер в подобном направлении во многом содействует смягчению циклических колебаний в экономике страны.
Во второй половине 1970-х годов, когда в мире разразилось несколько крупных кризисов, началось активное обсуждение того, что политика, основанная на кейнсианских идеях, оказывает негативное влияние на производство (совокупное предложение). В связи с этим сторонники монетаризма и теории предложения выдвинули новые практические рекомендации.
Монетаристы исходили из того, что на уровне макроэкономики государству следует не столько непосредственно вмешиваться в рыночные процессы путем проведения фискально-бюджетной политики, сколько заниматься созданием финансовых условий, благоприятствующих нормальному функционированию рынка. Другими словами, государству предлагалось воздействовать на экономику косвенным образом через осуществление разумной денежно-кредитной политики.
Таким образом, взгляды на роль государства в экономике изменялись вместе с изменением экономической науки и окружающей социально-экономической науки, в связи с чем данный вопрос до сих пор остается открытым и дискуссионным.