Общее понятие экономической политики
Государственная власть и экономика являются основами существования любой страны. Под экономикой понимается вся совокупность хозяйственных отношений между субъектами, складывающаяся относительно воспроизводственного процесса. Сам производственный процесс включает в себя этапы создания, распределения, сбыта и конечного потребления продукции или услуг. Со стороны государства обеспечивается регулирование и управление процессами внутри страны, а также создание условий безопасности и защиты интересов граждан.
Оптимизация хозяйственных процессов внутри страны с целью стабилизации, роста и развития называется экономической политикой. При этом на национальную экономическую систему могут воздействовать субъекты, не относящиеся к государственной власти, но имеющие определенный общественный вес. Среди них выделяют:
- союзы и кооперативы предпринимателей;
- средства массовой информации;
- профсоюзы;
- общественное мнение;
- оппозиционные партии.
На внутреннюю экономическую политику могут воздействовать события, происходящие за пределами страны. Например, глобальные катаклизмы, войны, экономические кризисы, климатические и природные катастрофы.
Понятие экономической политики достаточно емкое. Оно включает в себя множество прикладных направлений, призванных решать отдельные вопросы экономической жизни страны. Антимонопольная политика поддерживает справедливую конкуренцию, обеспечивает доступ к природным ресурсам всем гражданам. Финансовая политика занимается координацией и распределением средств накопления, их рациональным целевым использованием. Фискальная политика отвечает за сбор налоговых средств и других обязательных платежей, перераспределение налогового бремени. Структурно-отраслевое направление обеспечивает соблюдение пропорций отраслей народного хозяйства. Формирование бюджета, расходование бюджетных средств, их целевое применение находится в ведении бюджетной политики. Кредитно-денежная занимается вопросами ставки рефинансирования, денежной массой. Мероприятия, охватывающие международные хозяйственные отношения, поддерживаются внешнеэкономической политикой.
Таким образом, экономическая политика представляет собой управление экономикой страны для достижения определенных стратегических целей, а именно, стабильности, независимости и платежеспособности.
Предпосылки экономической политики Петра III
Предпосылки проведения экономических реформ Петром III были сформированы во времена правления Елизаветы Петровны. Благодаря преобразованиям Петра Ивановича Шувалова в России наблюдался экономический рост, базировавшийся на освоении новых пахотных земель на юге и востоке страны. Поддерживался курс Петра I, определивший приоритетное развитие тяжелой металлургии и легкой промышленности для нужд армии. В период правления Елизаветы Россия стала крупнейшим импортером чугуна в Европу. Благоприятные изменения способствовали росту рождаемости.
Дворянству были предоставлены большие полномочия. Представители сословия привлекались к государственной службе, а также обладали практически монопольным правом владения землей и доходами с нее. Кроме того, дворянам было разрешено ссылать крестьян в Сибирь с целью освоения новых земель. Петр III был увлечен Пруссией, ее порядками, был в теплых отношениях с европейскими знатными семьями. Россия особого интереса у него не вызывала. Елизавета Петровна не хотела оставлять ему престол и готовила в наследники его сына Павла. Однако, Петру III удалось стать императором России, пусть и на недолгий промежуток времени.
Из-за личных разногласий с Елизаветой, взойдя на престол, Петр III вел политику, идущую вразрез той, что внедрялась при Елизавете. За короткий срок он провел ряд противоречащих друг другу реформ, затрагивавших принципиальные сферы жизни российского общества.
Большая часть его преобразований была запланирована еще задолго до восхождения на престол. Он полностью упразднил Тайную Канцелярию – совет из приближенных лиц Елизаветы. Так же он ввел запрет на преследование староверов.
Экономические реформы Петра III
При Петре III была создана Коллегия экономии в ведение, которой в 1762 году были переданы церковные земли, что позволяло взять церковную верхушку под государственное управление. Церковь перестала быть крупным землевладельцем, а значит, потеряла свой политический вес.
Коллегия экономии была временно восстановлена в правах и занималась соблюдением следующих требований:
- Деревни, которые принадлежали церкви, теперь управлялись отставными офицерами, а не представителями духовенства.
- Доход от церковных деревень стал помещичьим.
- Часть доходов от деревень могла идти на содержание монастырей, но при условии соблюдения их численности. Остальные деньги хранились на счетах банков с целью устройства домов для инвалидов.
Петр III освободил от обязательной государственной службы представителей дворянства. Крестьянам запретил уходить в торговлю без разрешения помещика. Купцам так же было запрещено приобретать крестьян. То есть, политика Петра давала больше прав дворянству, ограничивая другие сословия. Крепостное право при нем еще более ужесточилось.
Для решения финансовых проблем был провозглашен манифест о свободной торговле. Были сняты практически все ограничения, существовавшие в торговли до Петра III. Теперь можно было свободно торговать сырьем и хлебом. Кроме того, проводилась борьба с монополизацией рынка.
Петр III правил чуть более года, однако, его преобразования внесли определенный вклад в становление экономики России. Они отвечали новым веяниям, стремлению к модернизации и глобальным преобразованиям, как в экономике, так и в обществе в целом. Отрицательные отношения с Елизаветой Петровной повлияли на изменение общего политического курса. Многие решения шли вразрез с теми, что были приняты во времена ее правления. Все это привело к политической и социальной дестабилизации. Особенно сказалось решение Петра III провести церковную реформу, преобразовав православие в лютеранство. Такой подход вызвал недовольство в народных массах, что привело к перевороту и смене власти.