Предпринимательство – это форма самостоятельной, инициативной, связанной с риском деятельности, направленной на систематическое получение прибыли в результате использования имущества, изготовления и реализации товаров, оказания услуг, выполнения работ и т.д.
Теория предпринимательства Р. Кантильона
Ричард Кантильон (1680 – 1734 гг.) – это ирландско-французский экономист, банкир и демограф. Его основным научным достижением считается труд «Эссе о природе торговли в общем плане». В этой работе Кантильон особенно выделяет главенствующую роль предпринимателей. Считается, что именно он первым в экономической науке выделил предпринимателя как самостоятельного субъекта социально-экономической системы. Следовательно, Кантильон многими рассматривается как инициатор научного исследования предпринимательской деятельности.
Согласно Кантильону, предпринимателем является тот человек, который несет риск. Это связано с тем, что он покупает по известной цене, а продаёт по неизвестной. Функция предпринимательства отличается от функции предоставления капитала и заключается в использовании ресурсов новыми способами.
В категорию предпринимателей Кантильон относил купцов, ремесленников, фермеров, нищих, разбойников и прочих лиц с неопределенным заработком. Движущими силами производства являются рыночные спрос и предложение, а источниками богатства – земля и труд.
Теория предпринимательства К. Маркса
Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) – это немецкий философ, социолог, экономист. Наиболее известен как основоположник такого междисциплинарного научного направления, как марксизм.
Главным трудом Маркса является четырехтомная работа «Капитал», которой было оказано существенное влияние на общественную мысль экономистов и философов. Маркс был одним из самых жестких критиков капиталистической системы. Всех предпринимателей он относил к категории капиталистов.
По Марксу, предпринимателями являлись:
- лица, которые получали прибыль после вычета процента;
- кредиторы, которые получали процент за предоставленный кредит.
Маркс утверждал, что предпринимательская прибыль имеет эксплуататорскую природу, поскольку фактически является частью созданного рабочим прибавочного продукта. В качестве основных функций предпринимательства Маркс выделял увеличение капитала и организацию процесса производства. А главной движущей силой предпринимательской деятельности и производственного процесса выступает конкуренция.
Теория предпринимательства Т. Веблена
Торстейн Веблен (1857 – 1929 гг.) – это американский экономист, социолог, публицист и футуролог. Наиболее известен как основоположник институционального направления в политической экономии.
Веблен так же, как и Маркс известен последовательной критикой в адрес капиталистической предпринимательской экономики. К предпринимателям он относил тех лиц, кто заинтересован только в денежных выгодах. По его выражению, предприниматели образуют праздный класс, в связи с этим буржуазия не только бесполезна, но и вредна для общества.
Если Маркс рассматривал предпринимателей (капиталистов) как антагонистически противопоставленных пролетариату (рабочим), то Веблен, прежде всего, выделял борьбу между бизнесменами и инженерами.
Основной функцией предпринимательства, исходя из теоретических представлений Веблена, является создание блага, которое базируется на машинном капитале. При этом движущей силой для предпринимателей выступает стремление к извлечению выгоды.
Веблен считал, что капиталистическая система неизбежно погибнет, так как капиталистические предприниматели по своей сущности не являются созидательным фактором производства, которое может существовать и без них. Кроме того, предприниматели непроизводительно расходуют ресурсы и паразитически потребляют, что лишь тормозит общественный прогресс.
Теория предпринимательства Й. Шумпетера
Йозеф Шумпетер (1883 – 1950 гг.) – это австрийско-американский экономист, политолог, социолог. Он, издав в 1911 г. работу «Теория экономического развития», положил в экономической науке начало новому подходу к категории предпринимательства. Со времен Шумпетера оно стало рассматриваться как олицетворение поиска и реализации новых идей.
Шумпетер резко повысил роль человеческого фактора в производстве, что означало полный переворот в общественных представлениях о категориях предпринимательства и производства. Ученый называл предпринимательство главным фактором экономического развития. По его мнению, именно на предпринимателя возложена функция преодоления инерции социальной среды, которая всегда оказывает сопротивление новому.
Предприниматель реализует все новые и новые комбинации факторов производства, осуществляя, говоря современным языком, инновационное развитие общества и производства. Предпринимателем Шумпетер называл хозяйственный субъект, который разнообразными способами получает прибыль.
Шумпетер разделял предпринимательскую деятельность на обыденную, которая не связана с интенсивным творчеством и значительным риском, и новаторскую, которая заключается в осуществлении новых комбинаций, выступающих как активный элемент производства. Кроме того, позиция Шумпетера принципиально отличается от всего предшествующего анализа предпринимательства тем, что он отделял предпринимательство от собственности. Отсюда следует, что предпринимательская прибыль – это избыточная прибыль, которая возникает в ситуации превышения индивидуальных затрат на производство продукции над средними затратами по обществу.
Таким образом, категория предпринимательства имеет большую историю изучения в экономической науке. Ученые разных эпох подходили к ее изучению с разных позиций, что обеспечивало ее многостороннее изучение.