Понятие и общая характеристика законов политической экономии
Формулирование определенных экономических законов выступает результатом глубокого научного исследования в области политической экономии. Соответствующие законы выступают, своего рода, окончательным результатом, к которому стремится ученый, исследующий вопросы, входящие в предмет политической экономии. В наиболее общем виде, определение таких законов может быть сформулировано следующим образом:
Закон политической экономии – это совокупность наиболее существенных, причинных, регулярно повторяющихся причинно-следственных связей между явлениями и процессами, происходящими в экономической сфере и сфере производства материальных благ.
Таким образом, законы политической экономии отражают наличие и раскрывают содержание основных черт и наиболее важных тенденций развития экономической сферы жизни общества.
Наиболее важным признаком экономических законов, формулируемых в рамках науки политической экономии, выступает их объективный характер, то есть независимость от воли и поведения людей. В этом отношении, исследователями отмечается некоторое сходство законов политэкономии и законов природы, однако в отличие от последних, экономические законы подвержены постоянному изменению и сохраняют свою актуальность исключительно в рамках производственного процесса осуществляемого людьми. За пределами сообщества людей, и вне соответствующей человеческой деятельности, законы политической экономии не действуют.
Значение законов политической экономии состоит также в том, что познав их существо и содержание, посредством рассматриваемой науки и экономической теории в целом, человек может организовать собственную деятельность с опорой на объективные требования соответствующих законов. Это способствует смягчению противоречий общественного развития, возникавших в предшествующие периоды, и создаст условия для ускорения прогрессивного экономического и социального развития.
Классификация законов политической экономии
Учитывая сложность и неоднородность экономических явлений и процессов в различных государствах, на отдельных этапах исторического развития, необходимо отметить тот факт, что соответствующие законы политической экономии также неоднородны. Иными словами, как в одной стране в разные исторические эпохи, так и в разных государствах, различающихся состоянием развития и экономическими системами, действуют законы, соответствующие актуальной экономической сфере общественной жизни.
В этой связи, выделяются различные виды экономических законов, дифференцируемых в зависимости от пределов действия во времени, в том числе:
- Общие законы политической экономии, функционирование которых характерно для любого общественного производства, а временные пределы их действия совпадают с границами жизни общества. Такими законами выступают, например, закон роста производительности труда, экономии времени и т.д.;
- Особые (специфические) законы, действующие в пределах конкретных социально-экономических систем. Содержание таких законов отражает специфику конкретной системы. Так, к примеру, в капиталистическом обществе специфическим законом политэкономии выступает сформулированные К. Марксом закон прибавочной стоимости;
- Законы, распространяющиеся в нескольких социально-экономических системах. Например, данная группа законов политэкономии может иметь сферу распространения в рамках экономических систем, построенных на товарно-денежных отношениях: закон спроса и предложения, закон стоимости и т.д.
При этом необходимо обратить внимание на то, что несмотря на абсолютную распространенность товарно-денежных отношений в современном мире, последнюю группу законов политэкономии нельзя отнести к первой группе (общие законы), поскольку человечеству не всегда были характерны товарно-денежные экономические отношения, в том числе в начале исторического развития.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что законы политической экономии не характеризуются статичностью, поскольку те отношения и взаимосвязи, сущность которых и отражают эти законы, меняются в соответствии с развитием с общественного производства. В этой связи происходит изменение самих законов политэкономии, а следовательно, и тех теоретических понятий, в которых эти законы отражены.
Экономические категории как результат политэкономического исследования
Экономические категории – выраженное в форме теоретических конструкций состояние реально существующих производственных отношений, экономических процессов и явлений.
Наряду с законами, в рамках политэкономии экономические категории рассматриваются в качестве результата научного исследования. В них отражаются отдельных аспекты экономических взаимоотношений людей, а также наиболее значимые связи соответствующих отношений с экономическими явлениями, производительными силами и т.д.
Аналогично законам, экономические категории в процессе эволюции общественного производства и научных знаний в соответствующей сфере изменяются. Это происходит, например, в связи с возникновением новых экономических отношений, что обуславливает формирование новых категорий в политэкономии, отражающих соответствующие производственные взаимосвязи.
Значение экономических категорий, отражающих, как было отмечено выше, отдельные стороны производственных отношений состоит в том, что их оформление и консолидация позволяет, в конечном итоге, формулировать новые законы политической экономии, адекватно отражающие современное состояние экономических явлений и процессов. Таким образом, экономические категории выступают, своего рода, мыслительными инструментами, используемыми учеными в процессе изучения экономической системы государства.