Сущность общественных благ
Общественное благо - это любое благо (товар, работа, услуга), потребление которого одним индивидом не препятствует его потреблению любым другим индивидом.
Устойчивое социально-экономическое развитие общества может быть обеспечено только при том условии, что будет должным образом организовано производство товаров общественного пользования. Говоря об этих товарах, имеют в виду такие блага, доступ к которым свободен и не требует дополнительных затрат для всех индивидов, другими словами – общественные блага.
Общественные блага противопоставляются частным – той продукции, которая производится коммерческими организациями и продаётся в розничных магазинах. Основными признаки, по которым идентифицируют общественное благо и отличают его от частного блага, являются:
- неконкурентность в потреблении – потребление блага одним индивидом не означает, что оно не может быть потреблённым любым другим индивидом;
- неделимость – индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага;
- неисключаемость – невозможно или достаточно затруднительно отграничить конкретного индивида от потребления общественного блага.
Ввиду наличия у благ этих признаков хозяйствующим субъектам, нацеленным на извлечение прибыли, невыгодно заниматься их производством. Но в этих благах нуждается всё общество (это, например, национальная оборона, освещение и уборка улиц и т.д.) Поэтому производством и предоставлением общественных благ вынуждено заниматься государство (в лице органов государственной власти и принадлежащих им организаций).
Классификационные признаки общественных благ и их классификации
Любое научное направление, теория (в том числе, экономическая) содержит классификацию (типологизацию) объекта своего исследования. С её помощью можно выделить однотипные группы, установить наиболее общие подходы к определению методов и принципов финансирования, планирования и прогнозирования, стимулирования и других процессов экономики, а это, в свою очередь, позволяет провести наиболее точный анализ изучаемой проблемы и предпринять самые эффективные действия по её решению.
Эти утверждения также справедливы в отношении теории общественных благ. В экономической литературе можно найти множество авторских подходов к классификации общественных благ. Как правило, эти классификации по большей части являются достаточно узконаправленными и охватывают лишь небольшую часть типов общественных благ. Обобщая представленные публике результаты классификационных работ над общественными благами, можно наиболее полным образом отразить присущие им различные аспекты.
В качестве основных классификационных признаков общественных благ можно выделить следующее:
- по полноте выраженности свойств: чистые и смешанные общественные блага;
- по степени делимости в потреблении: неделимые и делимые общественные блага;
- по способу финансирования затрат: общественные блага с косвенным и прямым финансированием;
- по степени участия государства в производстве: общественные блага, финансируемые за счёт бюджетных (государственных) средств, за счёт средств из внебюджетных источников или за счёт сочетания государственных и негосударственных средств;
- по способу производства: общественные блага, производимые государством, частным сектором, совместно;
- по способу взаимодействия / зависимости благ друг от друга: вспомогательные, взаимодополняющие (комплементарные), взаимозаменяемые (субституты), составные, независимые общественные блага;
- по национальной принадлежности используемых ресурсов: общественные блага, производимые с использованием национальных ресурсов, с привлечением иностранных ресурсов или с использованием и национальных, и иностранных ресурсов;
- по объёму необходимых и используемых ресурсов: общественные блага, требующие большого количества ресурсов, требующие относительно небольшого количества ресурсов, а также прочие, зависящие от конкретной ситуации;
- по охвату потребителей: локальные, районные, региональные, общегосударственные или международные общественные блага;
- по сфере общественной жизни (отрасли деятельности): общественные блага, которые обеспечивают поддержание производственной или непроизводственной сферы;
- по уровню субъекта воспроизводства благ: общественные блага, производство которых инициируется (организуется) местными, региональными, государственными органами власти или международными организациями;
- по характеру производства: общественные блага, имеющие природный характер или человеческий характер;
- по степени выраженности положительного внешнего эффекта: социально значимые или прочие общественные блага;
- по функциональной ориентации расходов государственного бюджета: общественные блага в сфере национальной обороны, правоохранительной деятельности, охраны окружающей среды, здравоохранения, образования, культуры, средств массовой информации, жилищно-коммунального хозяйства, научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, проведенная классификация (типологизация) общественных благ свидетельствует о том, что существует большое число различных квалификационных признаков и способов их применения. Выбор и анализ признаков классификации общественных благ должен быть согласован с целевой ориентацией проблемы, рассматриваемой в сфере общественных благ.