Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Метод горизонтального суммирования и кривая рыночного спроса

Все предметы / Экономическая теория / Метод горизонтального суммирования и кривая рыночного спроса

Понятие спроса

Определение 1

Спрос – это потребность общества в благах, подкрепленная финансовыми возможностями.

Предложение и спрос рассматриваются в рамках рыночной системы хозяйствования. Она основывается на работе рыночного механизма, который стабилизирует систему отношений через приведение объема выпуска и объема потребления к единому знаменателю. Он позволяет удовлетворить те потребности общества, которые заключены в совокупном спросе. Под потребностью понимается некоторое желание или интерес в обладании благом. Экономисты сошлись во мнении, что спрос должен быть так же платежеспособным.

Выделяют следующие виды спроса:

  • Индивидуальный.
  • Рыночный.
  • Спрос производства.
  • Потребительский.

Индивидуальный спрос отражает потребности отдельного взятого домашнего хозяйства. Совокупный спрос национального хозяйства объединяет все потребности субъектов. Часто величина спроса не совпадает с объемом предложения, что приводит к диспропорциям рынка. Создание благ требует наличия факторов производства. Сегодня предприятия удерживают конкурентные преимущества за счет минимизации расходов и увеличения доходов. Объем факторов производства ограничен, что заставляет субъектов хозяйствования конкурировать между собой за доступ к ним. Спрос, который складывается относительно готовой продукции и услуг, называется потребительским.

Замечание 1

На уровень спроса влияет не только цена, но и неценовые факторы, такие как реклама, мода, вкусы, психологические ожидания, доступность товаров, общий уровень доходов, полезность блага и так далее.

По своей природе спрос может быть экзогенным, который изменяется под влиянием государственного вмешательства, и эндогенным, который формируется внутри общества под влиянием характерных для него факторов.

Готовые работы на аналогичную тему

Рыночный спрос и его кривая

Кривая спроса носит индивидуальный характер для каждого домашнего хозяйства. Каждый индивид вкладывает свои представления о полезности, свои потребности в формирование спроса. Если рассматривать кривую индивидуального спроса, то она отражает тот объем продукции, которую готов приобрести конкретный покупатель по цене, соответствующей каждому моменту времени. Для того, чтобы графически отобразить рыночный спрос необходимо показать все кривые каждого покупателя. Стоит отметить, что кривая рыночного спроса имеет меньший наклон, чем кривые индивидуального спроса. Это связано с тем, что колебание цены сильнее влияет на совокупную потребность. Использование индивидуального спроса для построения кривой не всегда оправдано, так как потребители редко ведут себя рационально и независимо.

Кривая рыночного спроса выглядит следующим образом:

Кривая рыночного спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Кривая рыночного спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Спрос и цена находятся в обратной зависимости друг от друга. Чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот. Но изменение спроса может происходить под влиянием неценовых факторов, к которым относят вкусы и предпочтения, доходы, количество потребителей, цены на товары-заменители. Тогда кривая рыночного спроса будет сроиться по следующей формуле:

$Q_d = Q_d (P_1 … P_n, I, E, N, T, X)$, где переменные - это неценовые факторы.

Основной закон спроса объясняется следующими причинами. Рост цен ведет к снижению доходов населения, что ведет к сокращению объемов потребления. Такая ситуация называется эффектом дохода. Потребитель, ограниченный в доходах, стремится заменить требуемый товар на менее дорогой аналог, происходит замещение.

Метод горизонтального суммирования

Метод горизонтального суммирования можно рассмотреть на примере изменения числа потребителей. Каждый потребитель руководствуется собственными интересами, предъявляя спрос. Именно совокупность желаний и возможностей всех субъектов хозяйствования определяют кривую рыночного спроса. Теоретически можно предположить, что каждый покупатель хочет купить определенное число товаров. Тогда рыночный спрос будет равняться сумме всех спросов, предъявленных в пользу этого товара.

Получается, что кривая рыночного спроса графически отобразит совокупность всех индивидуальных спросов. Выведение общей графической кривой из совокупности графиков и называется методом горизонтального суммирования. Рассмотрим пример, основанный на спросе двух покупателей A и B.

Пример. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Пример. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Кривая спроса покупателя А показана на первом графике $D_1$, кривая спроса покупателя В представлена на втором графике $D_2$. Кривая $D_3$ была получена суммированием кривых $D_1$ и $D_2$ в каждой точке графика при одинаковом уровне цен. Стоит отметить, что абсцисса точки $C$ рассчитывается как сумма $Q_a +Q_b = Q_c$

Метод горизонтального суммирования помогает проанализировать, каким образом изменяется спрос рынка при изменении индивидуального спроса каждого покупателя. Для этого экономическая теория использует следующие подходы. Исследование «эффекта замещения» и «эффекта дохода», использование теории предельной полезности, концепция «кривых безразличия».

Существуют частные случаи горизонтального суммирования. Например, график спроса одного из покупателей может быть горизонтальным. То есть, этот покупатель готов приобрести любой объем товара по предложенной цене. А другой покупатель ведет себя предсказуемое, его кривая убывает в зависимости от изменения цены. При построении общего спроса произойдет следующее. При построении графика рыночного спроса указываются максимальные цены, которые готов платить покупатель. А горизонтальная линия спроса автоматически «стирает» все другие линии, находящиеся под ней. Получается, что график обычного покупателя сдвинется вправо относительно спроса потребителя, готового приобретать любой объем товара по заданной цене.

Таким образом, метод горизонтального суммирования представляет собой графический метод экономической теории. Он помогает наглядно изобразить зависимость спроса от действующих цен, скорректировать общий рыночный спрос с учетом индивидуальных потребностей каждого субъекта. Знание о поведении покупателей в выбранном сегменте позволит более точно вырабатывать стратегию производства и сбыта готовой продукции, учитывать факторы, влияющие на доход.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономическая теория» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис