Основные положения каталлактики
Сам термин «катталактика» появился очень давно, во времена ученого Аристотеля, именно он дал определение этому слову.
Термин "Каталлактика" имеет несколько значений:
- Каталлактика – это своеобразное хозяйство на рынке, где деньги нужны для обмена, в качестве посредника;
- Каталлактика – способность превращать врагов в друзей;
- Каталлактика – способность превращать «чужого» в члена своей общины.
Каталлактика как экономическая теория считается производной от всемирно известной теории праксиологии, которая, в отличие от других экономических теорий не стала столь популярной.
Каталлактика считалась, и считается по сей день, теорией, связанной с рынком и рыночными отношениями.
В основе данной теории лежат следующие основные моменты.
Данная экономическая теория рассматривает вопрос о выборе изолированного индивида; вопрос о свободе общения между личностями, а также способах реализации межличностного обмена информацией, товарами, услугами. Обмен можно также реализовывать внутри рынка и рыночного общества;
Также есть момент, отрицающий постулаты социализма, в основе которых лежит полное отрицание и невозможность хозяйственного расчета. Такое учение получило название «учение, в основе которого лежит общественное сотрудничество без рынка и рыночных отношений»;
Следующий момент рассматривает учение о деформированной рыночной экономике, в основе которого положено то, что рынок постоянно меняется, либо глобально, либо в меньшей степени, однако, процессы изменения идут постоянно, либо более быстрыми темпами, либо менее.
Каталлактика в условиях современного рынка
Каталлактика, как было отмечено ранее, экономическая теория о рынке и рыночных отношениях, в основе которой лежат деньги – посредники рыночных отношений, при которых враги должны становится друзьями, а все чужие должны стать частью общины.
Эти постулаты сохранили свою сущность и значение и до сегодняшнего дня.
Современные рыночные отношения реализуют следующие основные элементы теории каталлактики.
Деньги в современных рыночных отношениях. Данный этап рынка и его развития предполагает совершенствование и развитие бизнес-процессов. Для этого каждому предпринимателю или участнику рынка, будь то производитель или торговец, нужны деньги. Но нужны они не для того чтобы ими владеть, а для того, чтобы реализовывать их обмен на те нужды, которые позволяют развивать бизнес, совершенствовать товар, производственные мощности и т.д. Только в этом случае компания может быть конкурентоспособной и долго продержаться на рынке. Наличие денег не подразумевает богатство, а вот успешное и эффективное их вложение – да, дает возможность к дальнейшему развитию и процветанию бизнеса. Поэтому можно смело сказать, что на сегодняшний день деньги – это посредники на рынке;
Отношения между участниками рынка. В большинстве сфер рыночных отношений на сегодняшний день существует огромная конкуренция. Конкуренты между собой ведут ожесточенную борьбу, поэтому можно сказать, что на рынке в борьбе за потребителей они являются «врагами». Многие бизнесмены ведут политику урегулирования конфликтов и совместного сотрудничества, превращая «врагов» в союзников. Это помогает совершенствовать технологии продаж, получать более качественные условия производства и реализации товара, решаются вопросы ценообразования и т.д. Главное условия в таких отношениях – не создавать монополию;
Отношения с другими внешними рынками. Производителей определенного товара нам рынке очень много, причем, надо отметить, что не только на внутреннем рынке, но и на внешнем, так как товары производятся повсеместно. Если рассматривать внутренний рынок, как некую «общину», о которой говорил еще Аристотель, то производители внешнего рынка будут как своеобразные «чужие». Так вот, на сегодняшний день на рынке идут процессы, которые способствуют превращению «чужих» в членов общины. Это происходит по ряду разнообразных причин: обмен опытом между членами «общины», что важно для современного товарного рынка и ее участников; обмен современными технологиями, используемыми при разработке и производстве товара; партнерство позволяет производить товар высокого качества, удовлетворяя максимальное количество потребностей потребителей и т.д.
Таким образом, такая экономическая теория как каталлактика находит применение и на сегодняшний день. Ее постулаты актуальны на современном рынке и рыночных отношениях.
Каталлактика в современной экономической и финансовой системе
Теория каталлактики находит свое отражение, как в современной экономике, так и финансовой сфере. Так как деньги в теории рассматриваются как посредники обмена, а обмен – это и есть сущность экономических отношений, то связь идет достаточно прямая. С точки зрения финансовой системы средством обмена выступают деньги, а это уже финансовая сторона.
Современная финансовая сфера немного отличается от экономической, так как экономика это слишком обширная сфера деятельности, а финансы, наоборот, узкоспециализированная.
На сегодняшний день « посредники обмена» по теории каталлактики в финансовой системе выступают:
- Бумажные денежные средства. То есть это непосредственно деньги, различные купюры и наминал, которые можно передать лично в виде бумажных носителей;
- Денежные средства в банках и других носителях. Это деньги, которые невозможно потрогать или посмотреть на них лично. Такие операции с деньгами реализуются через он-лайн операции: перевод денежных средств одного лица другому, операции между счетами, оплата по квитанциям на счет поставщиков и т.д.;
- Различного рода ценные бумаги. Любые ценные бумаги, которые представляют ценность на финансовом рынке. Это могут быть акции, облигации, векселя, электронные деньги и т.д.
«Посредники обмена» являются важной составляющей бюджета любого государства, так как они формируют ту уверенность и стабильность, которая необходима для экономики и политики.