Экономическая статистика цен и ее функции
Статистика цен является таким разделом экономической статистики, который изучает цены в различных экономических секторах: промышленность, сельское хозяйство, строительство, в сфере тарифов на различные услуги.
Статистика цен занимается исследованием их уровня, структуры, закономерностей изменения, динамики, изучением принципов и методов регистрации тарифов и цен, исследованием колебаний и соотношения цен, изучением информационных процессов и индексации денежных доходов граждан. Статистика цен уделяет особое внимание проблемам оценки воздействия индекса потребительских цен на структуру и объемы потребления, а также на уровень реальных доходов отдельных социальных слоев населения, занимается исследованием проблем ценообразования в определенных условиях, учитывая место, время и период развития экономики.
Цена представляет собой важнейший стоимостной измеритель, который следует рассматривать в статистике цен как с позиции микроэкономики, так и макроэкономики. С позиции микроэкономики цена выступает определенным механизмом, который функционирует на уровне отдельной фирмы, отдельного предприятия, и который позволяет обеспечить прибыль. С макроэкономической позиции на цену оказывают воздействие отраслевые пропорции, системы кредитования и налогообложения, распределения национальных доходов, порядок образования затрат и др.
Формирование цен происходит как в производственном процессе, так и в процессах обмена товаров. Цены имеют большое значение в экономическом механизме. При плановой экономике установление цен происходило централизованно. Однако, при переходе к рыночной системе хозяйствования преобладает свободное образование цен.
Цена выполняет следующие функции:
- Балансирующую, при осуществление которой позволяет достичь равновесие между потреблением и производством, спросом и предложением. Цена должны вызывать интерес у производителя к повышению качества и расширению товарного ассортимента, учитывая спрос.
- Распределительную, которую широко использует государство. Суть данной функции цены состоит в возможности осуществления распределительных и перераспределительных процессов произведенной стоимости среди различных отраслей и секторов экономики, среди различных регионов, отдельных социальных групп населения. Именно при помощи данной функции государство в большей степени решает общественные социальные проблемы.
- Критериальную, поскольку цена выступает соизмерителем затрат и результатов труда. А соотношение результатов и затрат показывает эффективность затрат.
В рыночной системе хозяйствования все функции цены тесно взаимодействуют между собой и взаимосвязаны.
Задачи статистики цен
Экономическая статистика цен выполняет следующие задачи:
- Характеризует состояние рынка путем отслеживания поведения цен в качестве ответной реакции на перемену экономической ситуации (например, денежная эмиссия, изменение уровня доходов населения);
- Изучает цены и их динамику как ключевой фактор уровня жизни, а также как индикатор процессов инфляции;
- Изучает цены со стороны производителей и продавцов с целью определения рентабельности, описания ценовой структуры и доли налогов в ней;
- Проводит межрегиональные и международные сопоставления.
Система показателей в экономической статистике цен
Статистическое исследование цен проводят в три этапа:
- Осуществляют статистическое наблюдение;
- Выполняют сводку и группировку результатов наблюдений;
- Анализируют полученные обобщенные материалы и показатели.
Экономика содержит следующую систему тарифов и цен: розничные цены, тарифы на различные услуги, оптовые цены компаний, закупочные цены, сметные цены, цены во внешней торговле.
Экономико-статистическое исследование цен направлено на измерение уровня цен в определенных товарных группах, характеристику структурных различий данных уровней и отображение их динамики.
При статистическом исследовании цен рассчитывается уровень цен и его динамика.
Уровень цен является обобщающим показателем, который характеризует состояние цен в определенный временной период, на конкретной территории, в совокупности товаров и видов товаров со схожими потребительскими свойствами.
Уровень цен может быть индивидуальным, средним и обобщающим.
Под индивидуальным уровнем цен следует понимать сумму денег, которая уплачена на рынке за единицу товара.
Средняя цена является обобщенной характеристикой для цен на однородные товарные группы, а также изменяющиеся в пространстве и времени.
Система показателей экономической статистики цен состоит из:
- Показателей уровня цен;
- Показателей структуры цен;
- Показателей динамики цен.
При проведении экономико-статистического анализа цен применяются методы статистики, особое место среди которых отводится индексному методу. Выделяют несколько разновидностей ценовых индексов:
Индекс Ласпейраса, или ценовой индекс с базисными весами:
Рисунок 1. Индекс Ласпейраса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Индекс Пааше, или ценовой индекс с весами отчетного периода:
Рисунок 2. Индекс Пааше. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сводный ценовой индекс И.Фишера:
Рисунок 3. Сводный ценовой индекс И.Фишера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ценовой индекс переменного состава:
Рисунок 4. Ценовой индекс переменного состава. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Индекс Эджворта-Маршалла:
Рисунок 5. Индекс Эджворта-Маршалла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Расчет данных индексов осуществляется при объединении данных по элементам или единицам совокупности, также одновременно по элементам и по единицам.
Индексы Ласпейраса получили широкое применение при определении индекса потребительских цен, индексов производственных цен на продукцию промышленности.
Ценовые индексы Пааше применяются при определении динамики цен на компоненты ВВП, закупочных цен в сельскохозяйственной отрасли, сметных цен в строительной сфере, а также экспортных цен.
Анализ ценовой структуры на определенные товары – это одна из важнейших частей статистического исследования ценообразования. Анализ отдельных ценовых элементов позволяет определить возникшие условия в производстве и обращении отдельных товаров, а также выявить экономические связи рыночных отраслей.