Сущность эконометрики
Наука об экономике развивается достаточно давно. Хозяйственные отношения между людьми существуют еще с первобытных времен. Многие философы, религиозные деятели, ученые пытались описать закономерности экономических систем. Сама наука оформилась лишь в девятнадцатом веке, когда помимо качественной оценки происходящего, стали изучать и сопоставлять факты хозяйственной жизни. Современная теория экономики в западной школе строится на трех китах:
- макроэкономике;
- микроэкономике;
- эконометрике.
В общем виде эконометрика занимается измерениями процессов, происходящих в экономических системах различного уровня организации. Однако это определение нельзя считать полным. Она представляет собой дисциплину экономической науки, направленной на придание количественного выражения закономерностям, выражаемым экономической теорией. Эконометрика пользуется всем спектром приемов, методов и теорий, возникших благодаря экономическому, математическому статистическому анализу, а так же науке об экономике.
Основная специфика экономических данных заключается в том, что они не могут подвергаться множественному анализу, как в других естественных науках. Для применения эконометрики необходим исследуемый объект, чьи данные будут использоваться для расчета, обычно они описывают реальное состояние объекта и не являются экспериментальными.
Основными целями использования эконометрики являются:
- выведение закономерностей и формулировка законов;
- построение экономических моделей;
- поиск неизвестных параметров;
- составление прогностических данных, а так же оценка качества прогноза;
- реализация практических решений для макроэкономического регулирования.
Новые модели международной торговли
Хозяйственные системы различных стран, как и отдельные субъекты экономических отношений, находятся во взаимодействии друг с другом. Ученые экономических школ по-разному пытались объяснить принципы и причины торговли между странами. Еще Давид Рикардо рассматривал этот вопрос в рамках «сравнительного преимущества», которое говорит о том, что международная торговля выгодна для обеих стран, даже если ни одна из них не обладает товарным преимуществом. Сравнительное преимущество выражается в альтернативной цене, которая зависит от затраченного рабочего времени. То есть, любая торговая специализация может быть выгодна даже в случае отсутствия абсолютного превосходства.
Ближе к середине двадцатого века появилась научно – естественная модель Хекшера – Олина, описывающая возможности международной торговли. По этой модели каждая страна обладает определенным «сравнительным преимуществом», которое подразумевает преобладание какого – либо производственного фактора. Для выгодной торговли его должно быть больше, чем в стране – торговом партнере. Чем больше различие в ресурсах и производственных факторах, тем выше результативность международных торговых отношений между двумя государствами. Кроме того, этот факт позволяет вводить правила о свободной торговле, так как интересы стран в производстве благ не пересекаются.
Однако, модель Хекшера – Олина не подтвердилась на практике. После второй мировой войны, развитые страны торговали друг с другом, хотя их товары были достаточно схожи. Некоторые европейские страны вступали в экономические союзы или объединялись в торговых целях. Противоречия между трудом и капиталом так же не возникали. Это противоречие с общепринятой моделью сумел объяснить Кругман. В основе его теории лежит модель масштабирования бизнеса, которая говорит о невозможности совершенной конкуренции при условии, что уже состоявшиеся компании не хотят уходить с рынка, при этом прибывают новые.
Кругман предположил, что производство однородных товаров двумя разными странами не снижает их стремления к взаимовыгодной торговле. Страна, создающая аналогичный товар, но выходящая на международный рынок, обычно готова к снижению маржи с каждой продажи. При этом она не проигрывает в доходах, увеличивая объемы продаж. Кроме того, за счет выпуска новых моделей продукции, она может привлечь часть целевой аудитории в стране – торговом партнере. Таким образом, Кругман при помощи математического моделирования сумел объяснить многие противоречия в международной торговле, а так же парадоксальные явления.
Модель Диксита – Стиглица - Кругмана
Данная модель является доработанной моделью Диксита – Стиглица, сформированной в 1977 году. Известно, что рыночное равновесие достигается при предельных производственных издержках. Если издержки фиксируются за счет масштабирования бизнеса, то равновесие нарушается, так как прибыль становится отрицательной. Чтобы покрывать предельные издержки и получать прибыль фирма должна обладать определенной монопольной властью. При условии, что фиксированные расходы компании не велики, то рынок может вмещать в себя несколько фирм, выпускающих однородные товары. Здесь встает вопрос об оптимальном количестве компаний, которые приведут к повышению общественного благосостояния.
Диксит и Стиглиц предположили, что если покупатель безразличен к товарной полезности, то он отдаст предпочтение набору из половины единицы каждого. В этом случае полезность набора будет зависеть от возможности замещения одного товара другим. Получается, что в макроэкономике так же количество фирм, выпускающих однородную продукцию, будет зависеть от эластичности замещения одного товара другим, а так же от размера фиксированных расходов.
Кругман доработал представленную модель тем, что добавил увеличивающуюся отдачу от масштаба с несовершенной конкуренцией. При этом считается, что:
- покупатели в данной модели имеют одинаковые потребности;
- на рынке представлено всего два товара – промышленный и сельскохозяйственный;
- предпочтения покупателей выражаются функцией Кобба – Дугласа.
Таким образом, отдача от масштаба возможна лишь в случае товарных различий и роста числа покупателей. В условиях совершенной конкуренции отдача от масштаба не работает, так как ведет к образованию монополистической конкуренции, где цены формируются не на предельных издержках, а на фиксированных расходах. Если в регионе наблюдается повышенный спрос на промышленную продукцию, это ведет к концентрации производства, а так же увеличении доли региона в экспорте. Кроме того, подобные тенденции повышают спрос на специалистов данной отрасли деятельности и ведут к повышению заработной платы, а значит, повышению уровня жизни. Компании, при открытии филиалов, рассматривают перспективность рынка данного региона. Любые внешние факторы могут повлиять на распределение компаний и наемных сотрудников.