С 60-х годов XIX века, когда Э. Геккель впервые ввёл термин "экология", данная наука рассматривалась лишь как раздел биологии - классическая экология.
Экология как междисциплинарная наука
Ю.Одум, будучи американским экологом, был первым, кто пришел к рассмотрению экологии не как узкой биологической дисциплины, а как междисциплинарной науки, исследующей сложноподчиненные системы в природе и обществе. Такое существенное изменение в понимании экологии требовало новых методов и стало актуальным для решения социальных и экономических проблем человечества.
Общая тенденция развития экологии наравне с иными естественным наукам заключалась в определении специфики объекта и его сложном структурировании, в котором реализовался принцип иерархичности структур биоты и экологических факторов.
Будучи междисциплинарной наукой, экология имеет в своём арсенале все методы теории систем и находится на стыке биологических, гуманитарных и даже технических наук.
С одной стороны, исследуя совокупность живых объектов экосистем, экология остаётся точной биологической наукой, с другой стороны она всё больше приобретает признаки гуманитарной науки за счёт того, что именно она определяет место человека в природе, занимается формированием его мировоззрения и способствует оптимизации развития социальных и производственных процессов. Помимо этого, как уже было сказано, экология обретает черты технической науки за счёт исследования и внедрения технических методов защиты окружающей среды.
В результате эволюции предмета классической экологии сформировался многогранный предмет современной экологии, расчленённый на 4 взаимозависимых, но в полной мере самостоятельных раздела:
- факториальная экология, заключающаяся в изучении существенных для живых организмов факторов среды обитания;
- аутэкология, изучающая взаимосвязь живых организмов с окружающей средой;
- синэкология, объектами изучения которой являются закономерности совместного существования живых организмов, их сообществ в обоюдной взаимосвязи и с условиями существования;
- социальная экология, изучающая взаимосвязь человека с биосферой.
Вообще различные научные направления экологической школы по разному подходят к разделению экологии на отдельные блоки. Так, например, Белявский и Падун выделяли в экологии 5 основных блоков:
- биоэкологию;
- геоэкологию;
- техноэкологию;
- социоэкологию;
- космическую экологию.
Согласно Реймерсу, в современную экологию входит 39 основных разделов, а сама она связана с 70 научными дисциплинами. Наиболее главные направления развития экологии как науки представлены на рисунке:
Декларативные положения экологии
Данные современной экологической науки приводят к пониманию четырёх важных факторов - декларативных положений экологии:
- абсолютно любой вид живого организма является уникальным и неповторимыми, а его уничтожение является невосполнимой утратой;
- природные ресурсы, считавшиеся неисчерпаемыми дарами природы оказались исчерпаемыми и невозобновляемыми;
- биосфера и её составные части имеют достаточно сложную структуру и непростые законы функционирования; создание искусственных экосистем и самой биосферы является неподвластной человеку задачей;
- понимание человеком возможности жить и репродуктивно развиваться только в условиях сохранения такой природной среды, к которой он адаптирован как живой организм и как соучастник современных технологических процессов.
Перечисленные выше факторы подтверждают, что человек всегда будет оставаться частью природы, а человечество - частью биосферы.
Необходимо отметить, что классическая экология первой половины XX века была наукой, которая только объясняла. Современная экология, помимо этого, стала прогнозирующей и конструирующей. Благодаря применению метода математического моделирования, занявшего ведущее место в современной экологической науке, создаются серии картин, прогнозирующие возможные результаты воздействия человека на природу.