Древний период
Экология – это наука о живых организмах и их взаимодействии с окружающей средой.
Даже в первобытный период человек интересовался окружающим его миром, об этом говорит нам наскальная живопись. И интерес этот возник не спроста, ведь от окружающей человека природы, растений, животных зависела человеческая жизнь.
Человек с древних времен начал накапливать сведения о том, как окружающая природа оказывает влияние на жизнь и поведение животных и растений. Систематизировать накопленные сведения начали еще в Древней Греции. Например, древнегреческий ученый Аристотель описал большое количество животных и охарактеризовал их повадки. В Древней Греции впервые стали задумываться о рациональном использовании природных ресурсов, вводились запреты на вырубки особых пород деревьев и на охоту на некоторых животных.
Эпоха Возрождения
К сожалению, во время средневековья интерес к научному познанию природы, точно также, как и ко всем другим наукам, начинает угасать. Связано это с чрезмерной религиозностью и гонениями на науку.
Но интерес вновь проявляется в эпоху возрождения. В это время происходит большое количества географических открытий, у ученых появляется возможность описывать новые природные явления, новые виды животных и растений. Известными учеными этой эпохи были К Линней и Ж. Бюффон, Ж. Б. Ламарк, А. Гумбольдт, К. Глогер. К. Линней начал изучение взаимосвязь всего существующего в природе. Ж. Бюффон в своих работах уделял особое внимание влиянию климата на живые организмы. Ж. Б. Ламарк в своих работах пришел к выводу что виды живых организмов эволюционируют благодаря окружающей их среде. Гумбольдта считают основателем учения о жизненных формах, также он внес большой вклад в развитие геофизики, вулканологии. Труды К. Глогера были посвящены влиянию климатических факторов на животных, например, в своих работах он описывал изменение цвета оперения птиц под влияние м климата.
Становление экологии как самостоятельной науки
Впервые термин «экология» был употреблён немецким ученым Э. Геккелем. Этот термин он использовал в своей работе «Всеобщая морфология организмов». Он определял этот термин как изучение взаимоотношений в природе.
Как самостоятельная наука экология сформировалась в середине 19 века. Основана она была на базе биологии. Дарвин благодаря своим работам о естественном отборе и процессе эволюции внес большой вклад в развитие экологической науки. По Дарвину движущими факторами эволюции являются все факторы, которые оказывают какое бы то ни было воздействие на живой организм. На эволюцию по Дарвину влияют три главных фактора:
- отношения с внешней средой
- отношения с особями своего вида
- отношения с особями других видов.
Эта идея будет в дальнейшем развита в рамках экологической науки.
В 1877 году появляется новый термин «биоценоз». Впервые он был введен К. Мёбиусом – немецким зоологом и ботаником.
Под этим термином понимали взаимоотношения и взаимодействия видов между собой, между особями других видов и окружающей средой в пределах одной территории.
Было доказано что биоценоз может иметь место только в совокупности нескольких видов, в рамках одного вида это понятие не рассматривается. Для того чтобы осуществлять наблюдения и подсчёты в рамках биоценоза ученые стали обращаться к методам количественного учета.
Следящим шагом в развитии экологии стало становление учения о популяциях. Началось все с описания демографии людей. Учеными были сделаны выводы относительного того, что при высокой плотности населения замедляется рост численности людей. Большой вклад в учение о популяциях внес Ч. Элтон. Он считал, что популяцию необходимо рассматривать как самостоятельную единицу, так как в рамках популяции работает механизм адаптации и регуляции.
Развитие экологической науки происходило не только в перечисленных выше направлениях, но параллельно шло развитие в других направлениях. Появилось такое направление экологии как палеоэкология – наука, которая изучает вид и образ жизни вымерших живых организмов.
В 1935 году появляется понятие «экосистема». Экосистема представляет собой систему, которая состоит из живых организмов, среды в которой они обитают и системы связей между ними. Примерами экосистем являются лес, пруд, гниющий пень.
Российский ученый Вернадский ввел понятие «биосфера», которое на сегодняшний день является одним из ключевым в экологии. Под биосферой понимают оболочку планеты, к которой функционирует жизнь. Далее ученые начинают осознавать, что деятельность человека отражается на состоянии биосферы. Появляется новое понятие «ноосфера», то есть сфера разумного взаимодействия человека и природы.
Развитие экологии на современном этапе
Сегодня экология представляет собой сложную комплексную дисциплину, в которую включены знания их таких областей как биология, физика, химия, география, зоология, социология, экология и так далее. Базу общей экологии составляют такие основных направления как:
- аутэкологию (изучение на уровне особей и организмов);
- демэкологию (изучение на уровне популяций);
- эйдэкологию (изучение на уровне видов);
- синэкологию (изучение на уровне сообществ);
- биогеоценологию (изучение экосистем);
- глобальную экологию (изучение биосферы).
Новые направления современной экологии формируются на стыке экологии с другими фундаментальными науками. Например, важное место занимают экология человека и социальная экология. Экология человека изучает взаимодействие человека как биологического виды с окружающей его средой обитания.
Социальная экология в свою очередь изучает взаимосвязь «общество – природа». В рамках социальной экологии изучаются принципы рационального пользования природными ресурсами.
Большим направлением общей экологии является прикладная экология, которая в свою очередь делится на:
- промышленную экологию,
- сельскохозяйственную экологию,
- промысловую экологию,
- химическую экологию,
- рекреационную экологию,
- медицинскую экологию,
- правовую экологию,
- экономическую экологию