История возникновения экологической психологии как самостоятельной науки
Экологическая психология – одно из новых направлений психологии, не так давно получившее активное развитие на стыке традиционной психологии, биологии, экологии, педагогики, психотерапии, философии. Термин принадлежит немецкому психологу Роджеру Баркету (50-е годы XX века). В России основы экологической психологии (или психологии экологического сознания, или экопсихологии) начали формироваться в начале 90-х годов прошлого века.
Толчком послужило осознание того, что экологический кризис можно преодолеть, только изменив экологическое сознание («психологическую базу»). В 1992 году в Психологическом институте Академии образования была открыта первая лаборатория экологической психологии.
Экология человека и психология стали отправными моментами появления научной дисциплины «Экологическая психология», изучающей взаимоотношения человека и природы в совокупности ее компонентов – пространственно-географическом, социальном, культурном. При этом мир природы включается в жизнедеятельность человека и регулирует его поведение в плане социализации.
Экологическая психология отличается методологическими особенностями. Она рассматривает только взаимодействие «человек – природа» («человек – мир природы») в качестве совокупности конкретных природных объектов и природных комплексов, в их единичности и неповторимости, в то время как близкие области исследований берут за основу взаимоотношения человека и окружающей (природной) среды.
Причины возникновения экологической психологии
Основной причиной возникновения экологической психологии явился разрыв между развитием цивилизации и пагубными последствиями ее воздействия. Другая причина связана с качественным скачком в познании природы, общества, человеческого индивидуума.
В целом причины возникновения экологической психологии как самостоятельной науки можно подразделить на экологические, социальные, экономические, научно-психологические, практические, образовательные.
- Экологические причины: необходимость защиты природы от негативного воздействия человека и его деятельности, и защита самого человека от негативного влияния загрязненной природы.
- Социальные причины: проблемы, связанные с угрозой наступления экологической катастрофы и возможными последствиями для общества.
- Экономические причины: проблемы, связанные с издержками от методов ведения хозяйствования, нарушающих баланс «человек – мир природы».
- Научно-психологические причины: создание научно-методической базы, направленной на преодоление объектно-субъектной парадигмы при изучении психического отражения.
- Практические: необходимость оказания психологической и психотерапевтической помощи в экстремальных ситуациях, например при стихийных природных бедствиях.
- Образовательные причины: разработка и использование новых методов формирования экологического сознания в системе экологического образования, а также подготовка экопсихологически образованных кадров для образовательных учреждений всех уровней.
Актуальность экологической психологии
Экологическая психология изучает закономерности и особенности психических явлений в системе «человек – мир природы» и использует результаты изучения на практике – в решении экологических проблем, встающих перед человеком и обществом. Предмет исследования экопсихологии – экологическое сознание (индивидуальное и групповое).
Современные отношения в парадигме «человек – мир природы» формируются в семье и в системе общего среднего, среднего специального и высшего образования.
Экологическая психология актуальна при исследованиях экологического сознания, при выявлении мотивов экологического поведения, при анализе закономерностей психологических последствий экологического кризиса, а также при разработке адекватных средств и методов экологической пропаганды, экологического воспитания и просвещения.