Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психология окружающей среды

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Психология окружающей среды

Формирование психологии окружающей среды

Психология окружающей среды изначально подпитывалась идеями экологического подхода.

О влиянии на человека природной среды писал еще в пятом веке до н.э. Гиппократ. Его труд назывался «О воздухе, водах и местностях». Тема, заявленная в нем, была популярна и в позднем средневековье. Свою страницу, относящуюся к влиянию климата на окружающую среду, внесли в XVI-XVIII веках французские ученые Боден, де Бо, Монтескье. Каждое столетие добавляло свои научные изыскания.

Шестидесятые годы ХХ века принято считать временем формирования психологии окружающей среды как самостоятельной науки. Вехой стал 1982 год, когда в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований по проблемам инвайронментальной психологии. Термин Environmental Psychology был переведен на русский язык как «психология окружающей среды».

Истоки психологии окружающей среды

Работы Р.Баркера (и его школы), в которых утверждается, что поведение человека можно понять только во взаимосвязи с окружающей средой, которая и должна быть проанализирована. Хотя крайний детерминизм Баркета не был поддержан исследователями в дальнейшем, но его приоритет в научном изучении взаимодействия человека с окружающей средой несомненен.

Исследовательские работы в области психологии архитектуры, относящиеся к 60-70 гг. прошлого века, по репрезентации и оценке качества городской среды, открывшие новое направление в психологии окружающей среды.

Исследования ряда ученых, например, Троубриджа, Э.Толмена, К.Болдуина, занимавшихся проблемами пространственного познания, в процессе которого приобретаются знания о событиях и объектах, которые располагаются в пространстве или связаны с ним (в русле когнитивной, то есть познавательной, психологии).

Предмет, задачи, принципы и основные направления психологии окружающей среды

Предмет исследования в психологии окружающей среды можно в общем виде сформулировать как взаимосвязанные отношения человека с окружающей средой. То есть, предмет исследования – система «Человек – Среда».

Основополагающая задача психологии окружающей среды – изучить детерминирующую роль окружающей человека среды для того, чтобы иметь возможности повысить эффективность деятельности, осуществляемой на ее пространстве, выявить взаимосвязи между характеристиками среды и психологическими характеристиками человека, в том числе поведенческими.

Замечание 1

Детерминизм окружающей среды заключается в предопределенности влияния внешних факторов при контакте человека с внешней средой.

Одним из базовых принципов психологии окружающей среды являются рассмотрение взаимодействия человека со средой в первую очередь с собственно психологической точки зрения.

Другой принцип – рассмотрение среды системно, учитывая множество факторов (например, скученность людей, замкнутость пространства и т.п.).

К основным современным направлениям исследований по психологии окружающей среды относится изучение:

  • изучение средового (пространственного) познания,
  • средового поведения,
  • восприятия качества среды,
  • стрессовых реакций человека, вызванных окружающей средой.

Методологические особенности психологии окружающей среды

Методологические особенности базируются на экологическом подходе. К важнейшим особенностям относятся две главные.

Одна из них – необходимость рассматривать человека и окружающую его целостную среду единой системой. Другая – понимание того, что среда существенно влияет на поведение человека: в реакциях различных людей на одну и ту же среду отмечается меньше различий, чем общего.

В целом, психологию окружающей среды отличает широкий междисциплинарный подход. Она подходит к изучению психологических явлений в их привязке к территориальной единице, например, городу, пустыне, водной акватории. Концентрирует внимание не на группе, а на личности. Акцентирует представление о различии «объективной среды» и «среды поведения» (формируется личностью и ее реакциями).