Формы и методы работы с детьми
Проблемы экологии в последние несколько лет являются основными проблемами населения Земли, при чем они касаются всех без исключения: и рядового гражданина и высокопоставленного чиновника. Активная техногенная деятельность и халатное отношение к природе, постоянные аварии, создали среду, опасную для жизни.
Больше всего в изменяющихся условиях среды страдают дети. Их хрупкий организм чувствителен к загрязнению воздуха, воды и низкому качеству продуктов. Сложившаяся в настоящее время экологическая обстановка, во многом зависит от недостаточного экологического образования. Именно невежество в области экологии породило потребительское отношение к природе.
Поэтому важной задачей на сегодняшний день является воспитание экологически образованных граждан. А просвещать детей в сфере экологии, нужно начинать уже с дошкольного возраста.
Главной задачей педагогов в этом случае является формирование осознанного отношения к окружающей природной среде, к людям, занимающимся охраной природы и к людям, создающим на основе природных богатств духовные ценности. Кроме того, экологическое воспитание формирует осознание себя частью живой природы, понимание значимости жизни и зависимость ее от окружающей среды.
Работа с детьми дошкольного возраста предполагает множество нюансов. Основной целью педагогической работы с детьми, является формирование цельной, социально ответственной личности. Для того чтобы цель была достигнута, важно решить следующие задачи:
- Сформировать стремление к познанию мира природы.
- Направить активность ребенка на сознательную защиту природных ресурсов.
- Воспитать в ребенке экологическое мышление и гуманное отношение к миру.
- Дать детям необходимые базовые знания по экологии.
В методику систему воспитания экологической культуры дошкольников входит организации массы мероприятий, среди которых можно выделить:
- минутки экологии;
- экскурсии;
- экологические сказки;
- природоохранные акции;
- эксперименты и опыты;
- развивающие дидактические игры.
Работа с родителями
В вопросе воспитания подрастающего поколения, главная роль отводится родителям. Именно поэтому важно проводить образовательную работу не только с детьми, но и с их родителями. Нужно вовлекать родителей в процесс экологического воспитания, только так можно будет обеспечить всестороннее развитие ребенка.
Первостепенной задачей педагога является ознакомление родителей с учебной программой, по которой обучаются их дети. Здесь хорошим помощником станет открытый урок, видеофильм об организации или конференция.
Кроме того, можно привлечь заинтересованных родителей непосредственно к процессу образования. Тут можно использовать и личный опыт родителей, если их профессия затрагивает проблемы экологии, такими профессиями могут быть лесничий, пожарный, инженер.
Также необходимо показать родителям результат обучения – организовать выставку творческих работ, организовать мероприятие, где дети смогут показать полученные в ходе обучения знания.
Развивающая экологическая среда и экологическое воспитание
Для ребенка важно создать не только программу, по которой он будет обучаться, но и организовать пространство вокруг него таким образом, чтобы оно дополняло теоретические знания об экологии. С этой задачей успешно справляются такие приспособления как:
- зимний сад;
- уголок природы в группе;
- учебно-наглядные пособия;
- живой уголок.
Основополагающими принципами работы по экологическому воспитанию должны стать:
- Принцип доступности. Усвоение материала детьми должно происходить по следующей схеме: «представление-понятие-знание».
- Принцип спирали. То есть все знания, полученные ребенком, нужно то и дело освежать. Сделать это можно при помощи блиц-опросов или викторин, на которых дети смогут вспомнить, что они уже проходили.
В современном мире ребенок окружен самой разнообразной информацией, поэтому у него возникает множество вопросов к педагогу, на основе той информации, которую он получил. Поэтому педагог должен строить занятия таким образом, чтобы удовлетворить любопытство малыша и дать понятие об экологических основах.
Самой доступной формой информации для детей являются сказки. В сказках, в иносказательной форме, малышу подается информация, которую он легко сможет запомнить и воспроизвести в будущем. Сказки могут быть о животных, волшебные и даже придуманные самими детьми.
Практическое взаимодействие с природой и экскурсии могут стать одним из самых запоминающихся событий для ребенка. Можно устроить выход всей группой в зоопарк или на ферму, где малыши смогут прикоснуться к животным или покормить их. Таким образом, дети поймут, что все животные тоже нуждаются в пище, воде, солнце. Со временем дети смогут понять, что животные и растения зависимы от человека, так сформируется их бережное отношение к природе.
Эксперименты. Все дети любопытны и любят что-то делать своими руками. Если условия позволяют, можно продемонстрировать детям множество опытов, которые покажут, как действуют физические явления в природе или как растет растение. Важно заинтересовать ребенка, можно позволить ему самому непосредственно участвовать в опыте. Такие опыты можно проводить и в домашних условиях. Например, посадить лук в горшок и вместе с малышом наблюдать, как он растет.
Еще одной формой познавательной деятельности для ребенка являются игры. В ходе игры очень легко дать ребенку необходимые знания об окружающих предметах. Еще более полезными являются дидактические игры, в ходе которых можно давать ребенку различные задания, которые помогут закрепить полученные знания и понять уровень знаний ребенка. В ходе таких игр дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать. При этом тренируется память ребенка, внимание, произвольное восприятие. Ребенок учится объяснять свои действия, отстаивать свою точку зрения.