История комического в дизайне
Комические сюжеты активно используются в разных областях дизайна. Чаще всего юмор используют графические дизайнеры. Они создают продукты для разных сфер, в том числе для рекламы и маркетинга, которым нужны яркие эмоции для привлечения покупателей.
Корни использования юмора в отечественном дизайне уходят во времена создания первых лубочных картинок. Особое развитие комическое получило в жанре плаката и графике для журналов и газет. Активная сатиризация общественного устройства в начале 20 века послужила толчком для развития комического в дизайне. На картинках того времени изображались разные стороны общественной жизни страны, высмеивались пороки и безнравственность.
При советской власти активно начала развиваться карикатурная живопись, которая также представляла собой воплощение юмора в дизайне. Карикатуры были элементом агитации и массового искусства. Самой известной линией карикатур были работы под названием «Окна РОСТА». Все работы для них выполнялись известными отечественными художниками Д. Моором, В. Дени, М. Черемных, В. Маяковским, В. Лебедевым и другими.
Рисунок 1. Плакат «Окна РОСТА». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В Советском Союзе карикатуру применяли для формирования канала общения обычного народа и власти. Это отличает отечественную карикатуру от западной. В СССР были созданы целые группы карикатуристов, которые направляли свою творческую мысль на животрепещущие общественные темы. Потом в их работах критиковался буржуазный образ мысли.
Существует большое количество форм выражения комического эффекта в национальной графике. Они и по сей день активно развиваются для обеспечения эффективной коммуникации в области политики, общества, коммерции и иных областей жизни.
Формы выражения комического в отечественном дизайне
Естественным ответом на использование юмористических элементов считается смех. Именно смех можно считать важным процессом в психологии человека, он стоит на одной ступени с такими психологическими состояниями как любовь, счастье, страдание, переживание. Принято думать, что смех является выплеском позитивных чувств, которые вызываются юмористической активностью, словом или картинкой с комическим эффектов.
Смех является самым мощным оружием для графического дизайнера, потому что очень высока вероятность того, что потребитель, который испытывает такой взрыв положительных эмоций, непременно запомнит продукт, над которым смеялся.
В настоящее время не существует определенных принципов, по которым создается комический образ. Вероятно, для его создания нужно ориентироваться на модные тенденции, анализ вещей, которые вызывают смех у других и т. д. Мода на юмор меняется так же, как и мода на другие явления, поэтому в разные времена комические образы были разные.
Есть огромное количество различий в понимании разных форм юмора, обусловленные культурой и особенностями личности человека. Одним людям больше нравятся каламбуры, другим – смотреть на юмористические скетчи или пранки над людьми, а кому-то вообще может нравиться черный юмор, в грубой форме высмеивающий различные стороны жизни. Более того разные культуры воспринимают юмор по-разному. Так, например, американские дизайнеры стараются не использовать комические образы, связанные с различиями на почве религии, расы и феминизма. Такой юмор может задеть большое количество людей. В свою очередь французские карикатуристы создают работы, высмеивающие религии и разные расы.
Комический образ должен быть смешным для большого количества людей, чтобы он смог получить успех среди потенциальных покупателей. Лучше всего основывать такие образы на социальном запросе – то, что волнует граждан, что точно затронет их души. Именно по этому принципу в СССР появилось большое количество карикатур на буржуев – общество требовало обличения.
Получается, что смех как общественное явление находится в зависимости у большого количества факторов:
- общественных норм;
- традиции, которая сложилась исторически;
- процессов, которые происходят в социуме в настоящий момент.
Именно на этих факторах основывается разная реакция на похожие типы комического различных общественных групп. Успешный результат от применения форм воплощения комического в графическом дизайне можно получить с применением методик их создания, которые учитывают психологические особенности целевой группы. Для понимания и анализа смысла форм воплощения комического в графических работах, которые вызывают смех у зрителя, нужно иметь глубокие познания в общественных, идеологических и политических особенностях общества.