Молодежные политические движения 60-70-х годов XX века
Период 60-70-х годов XX века на Западе можно в целом охарактеризовать как наслоение протестных молодежных политических движений на фоне войны во Вьетнаме, безработицы, инфляции и стремления к свободе от буржуазных канонов в стиле поведения, одежде, внешнем облике. Политизация преимущественно студенческой молодежи стала основой некоего направления, выдвинувшего лозунг «Изменим весь мир к лучшему!», хотя, по сути и содержанию, это движение строилось на анархических принципах и взглядах и нежелании быть вовлеченными в военные действия.
Внешние проявления протестного политического движения были выражены в размывании социального статуса методом демократизации в стиле одежды. Так называемый стиль «хиппи» стал способом свободного самовыражения личности, породив множество стилевых направлений в различных областях искусства: музыкальное направление Disco, панк-рок, панк-стиль, анатомический дизайн и др. Пассивности и обезличенности общества противопоставлялось субъективность и индивидуализм, культивировавшиеся в движении хиппи, захватившее огромное количество молодых людей, принадлежащих к различным слоям общества и вошедшего в историю как субкультура, противящаяся предрассудкам «хорошего вкуса».
Демократизация и эклектика во всем
На пороге 70-х, под влиянием субкультуры хиппи, в дизайне превалировала тенденция смешения стилей. Раскрепощение во всем, намеренная небрежность и неряшливость одежды, бесполость облика хиппи стали символом свободы от диктата респектабельности и проявлением естественности. Дизайнеры смело экспериментировали, смешивая одежду разных стилей, времён и народов – джинсы американских рабочих с вышитыми афганскими жилетами из овчины, длинные юбки с оборками с трикотажными майками с надписями и рисунками.
Единый стилевой образец в моде, дизайне, поведении отсутствовал. На смену ему пришла эклектика в самом смелом и революционном ее проявлении. Дизайн провозгласил полное раскрепощение, смешав в одежде и интерьере множество стилей: ретро, этнический, цыганский, элементы фольклорного стиля и историческую классику. Демократичность во всем позволила выплеснуть на общественное обозрение и обсуждение нестандартные, эпатажные дизайн-решения, но с опорой на основные принципы: функциональность, рациональность, эргономика.
Названные позднее «дурным вкусом» революционные эксперименты 70-х нашли свое продолжение в идейных разработках дизайна 80-х и 90-х, став, своего рода, классикой и опровергнув мнение о незыблемых критериях культурной оценки и понятия «хороший вкус». Огромный арсенал стилевых тенденций в дизайне позволял человеку окунуться в выбор и определиться с предпочтениями и имиджем. Джинсы хиппи и деним стали универсальным элементом костюма руководителя крупной компании, рокера и панка, юной девушки, домохозяйки и дамы средний лет, вышивки и аппликации, украшавшие одежду хиппи, были поставлены на поток индустрией моды.
«Сверкающий кич Disco»
Зародившись в дизайн-сплетениях 70-х, стиль Disco получил право на долгую жизнь в моде и дизайне интерьеров, благодаря экзотике, ярким краскам, невообразимым (не сочетаемым) сочетаниям, парадоксально провозгласив: «плохой вкус – самый лучший вкус». На пике революционных культурных преобразований 70-х стилевое направление «вечного праздника» захватило преимущественно молодежь, разрисовав облик и облачение посетителей ночных клубов яркими, шокирующими красками на грани кича.
Шокирующий шик в дизайне одежды, неоновые цвета, лайкра и люрекс вышли на улицу, в клубы, на дискотеки из закрытых танцклассов, спортивных залов, театрализованных представлений. В одежде женщин классический каблук и блузки из прозрачной синтетики, расшитые блестками, соседствовали с блестящими массивными украшениями. Макияж в стиле Disco был шокирующе блестящим (блестки на лице и в волосах, яркая помада, румяна), но смотрелся вполне естественно в досуговой культуре, связанной с клаббингом.
Немногие оспаривают взаимосвязь популярности данного стиля с субкультурой хиппи. Отстраненность и уход от проблематики, стремление превратить жизнь в увлекательное, яркое, незабываемое Disco-путешествие, ностальгия по беззаботным праздникам детства и юности, передача через одежду идею многогранности личности (в ее внешнем проявлении) – характерное проявление образа жизни и философии хиппи. Таким образом, сформировавшиеся в 60-70-х годах прошлого века, молодежные субкультуры хиппи, панки и пр. с их неформальной расслабленной культурой стали отправной точкой характерных для данного периода направлений в дизайне.
Дизайнерские находки 80-х и субкультура хиппи
Революционные дизайн-находки 70-х годов получили неожиданное развитие в интерьерах 90-х и нулевых. Оригинальные, на первый взгляд не сочетаемые, сочетания цветов и материалов с включением этнических элементов стали активно завоевывать потребителя. Это способствовало привлечению внимания дизайнеров, новым поискам и проектным решениям. Яркая, преодолевшая традиционные формы и конструкции экстравагантная мебель стала нормой и наполнила персонализированные интерьеры (рис. 1, 2, 3).
Рисунок 1. Примеры персонализированного интерьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Примеры персонализированного интерьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Примеры персонализированного интерьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дизайнерские футуристические находки 70-80-х годов XX века в рамках экспериментов с формой и конструкцией элементов средового наполнения, оставили открытой нишу творческих поисков авангардных стилевых направлений с участием ярких аксессуаров и эксклюзивной мебели. Обращение к ретро тенденциям этого периода обусловлено стремлением современных дизайнеров преодолеть сложившиеся стереотипы, возродить на новом уровне характерное для времени 70-х эксклюзивные объекты дизайна. К таким объектам можно отнести разработанные дизайнерами знаменитые предметы интерьера Пьера Полена, Луиса Полсена, Вернера Пантона и др.
Оригинально и элегантно выглядит интерьер на основе мебели и аксессуаров, имитирующей изгибы тела человека (рис. 4). Всестороннее развитие анатомическое направление в дизайне получило также на фоне субкультуры хиппи, панка, Disco. Прием применения мотивов анатомии на стенах и в текстиле был основой творчества Пьеро Форназетти в середине прошлого столетия, но получил новое развитие в конце 70-х и актуален до настоящего времени. Обои, посуда, пледы, чехлы, подушки, мебель, плитка и многое другое украшают эксклюзивные интерьеры XXI века.
Рисунок 4. Нестандартная форма мебели, отражающая тенденцию дизайна начала семидесятых − дерзкого и вдохновляющего. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Возродившееся ретро-футуристическое направление в дизайне, навеянное фантазиями Уэллса, недавно получило название стимпанк, что, согласно переводу с английского, можно трактовать как моделирование будущего, в котором цивилизация пошла не в сторону кибернетики, а по пути развития механики и использования паровых двигателей. Эстетика стимпанка − смесь стиля викторианской эпохи и старинных механизмов (шестеренки, шатуны и прочий металлический хлам). Стилевые тенденции направления свидетельствуют о поиске индивидуальности, новых форм и конструктивных особенностей, характерных для демократизации и эклектики 70-х.
Рисунок 5. Интерьер гостиной в стиле стимпанк. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 6. Интерьер рабочего кабинета в стиле стимпанк. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ