Эстетические аспекты дизайна
Одна из стадий становления дизайна, как проектно-художественного искусства, основывалась на представлениях о том, что функционально полезное должно быть прекрасным. Впоследствии теоретиками дизайна был сформирован ряд концептуальных положений, обобщенная идея которых гласила: «прекрасное есть функционально полезное». Разногласия, споры и поиски фундаментальной основы дизайн-творчества как искусства способствовали конкретизации целевых установок, сути и содержания дизайна, как культурной деятельности по эстетическому преобразованию среды обитания человека с позиции целесообразности, практичности, функциональности, рациональности и комфорта, интегрировав различные трактовки и положения, объединив эстетический и утилитарный подход к пониманию дизайн-деятельности.
Эстетическая составляющая в дизайне всегда тесно взаимодействовала с трудовой функцией, производством, общественно-практической деятельностью человека, постепенно охватывая все сферы, преобразовывая и совершенствуя средовое пространство на основе концептуальных положений проектно-художественного творчества. С этих позиций дизайнер трактует термин «эстетика» как чувственное восприятие (греческое «aisthеtikos»), ассоциативно используя красоту и гармонию, царящую в природе. Различные формы эстетического сознания, духовности в обществе ложатся в основу преобразовательной деятельности, возводя утилитарное к вершинам искусства.
Рассматривая концептуальные положения эстетики в дизайне, необходимо исходить из представлений о красоте формы, актуальной для современности и гармоничной цветовой гамме, композиционном балансе и идейно-выверенном содержании. Визуальная оценка уровня достижения дизайнером эстетического совершенства объекта в целом зависит от комплекса вышеперечисленных положений. Красивые, привлекающие внимание человека и вызывающие позитивные эмоции предметы и объекты играют решающую роль в формировании положительного образа конкретного предприятия, компании и продуктов, производимых или реализуемых ими.
Фирменный стиль предприятия
Одним из объектов приложения творческих сил дизайнера является разработка фирменного стиля, популяризирующего конкретную продукцию или услугу, определяющего статус и индивидуальность того или иного предприятия на рынке. Фирменный стиль трактуют как «комплекс комбинированных элементов, служащий для идентификации, создания определенного управляемого имиджа, системы корпоративной культуры». Дизайн-разработка фирменного стиля предприятия включает создание объединенных единым стилем товарного знака, фирменного шрифта, фирменной цветовой гаммы. Помимо этого, фирменный стиль распространяется на всю полиграфическую и канцелярскую продукцию предприятия и стиль форменной одежды сотрудников (рис. 1, 2). Применение принципов визуальной эстетики при формировании фирменного стиля – важный фактор конкурентного преимущества в условиях рынка.
Рисунок 1. Фирменный стиль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Аксессуары фирменного стиля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Аксессуары фирменного стиля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Изменение по той или иной причине направления деятельности предприятия, расширение ассортимента выпускаемой или реализуемой продукции, объединение группы компаний и образование холдинга и т. д. потребуют визуального обновления элементов фирменного стиля (на основе предыдущего). Примером этому может служить образование холдинга «Сбер». Сохраняя часть основной цветовой палитры, утвердившейся ассоциативно у целевой аудитории с имиджем предыдущей организации, фирменный стиль нового предприятия был обновлен, его визуализация и рекламация имела место не только с помощью полиграфической продукции, но и с широким освоением медиапространства.
Функции дизайна, как способа эстетизации утилитарного содержания при разработке и обновлении фирменного стиля, определяют характер духовной и физической сути объекта. Эстетические принципы формируют ценностный ориентир компании, выраженный в стилистике. Поиски дизайнером нового, концептуально обновленного образа предприятия, обусловлены его личной эстетической рефлексией. Действенность художественного мышления формирует восприятие целевой аудиторией деятельности предприятия или организации.
Имидж предприятия
Совершенствование и обновление имиджа предприятия осуществляется, помимо прочего, в единстве с модернизацией фирменного стиля. Эти взаимосвязанные функции возлагаются на дизайнера, использующего весь имеющийся арсенал средств и способов художественного преобразования объекта. Имидж, трактуемый как образ компании (предприятия), неотъемлемо связан с фирменным стилем, визуально ассоциируемым у потребителя с определенным продуктом или услугой. Совершенствование имиджа модернизируемого предприятия осуществляется по нескольким анализируемым показателям: целевая аудитория, новая имиджевая концепция, ассоциативное восприятие потребителем нового имиджа.
Рассматривая и анализируя вышеперечисленные показатели, дизайнер использует визуальные средства (в том числе элементы фирменного стиля), позволяющие сформировать положительный образ компании у максимально широкого круга потребителей, эстетически преобразовывая внешний вид товара или упаковки, интерьера офисов и торговых залов, фирменных экспозиций товаров и услуг, создавая соответствующую новому имиджу рекламную полиграфическую продукцию. При этом важно отталкиваться от имиджевых стилевых тенденций ранее положительно зарекомендовавших себя компаний. Это обеспечит визуально доверительное отношение потребителя и обеспечит фактор преемственности.
Рисунок 3. Теория имиджа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Имидж компании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ