Графический дизайн как особый вид профессионально-творческой деятельности
Графика на пике качественного роста техники и технологий XIX века обусловила художественно-проектную деятельность «коммерческих художников», как способ визуальной гармонизации коммуникативной среды. Деятельность графического дизайнера стала основой имиджа производимого промышленным способом товара, его узнаваемости потребителем в массе аналогов, резко повысив уровень продаж. Контактируя визуально с потребителем, графический дизайн достаточно эффективно утвердился в постановке творческих целей и задач, пронеся установки и приоритеты через столетие.
На современном постиндустриальном этапе развития графический дизайн отличает универсализм и высочайший уровень информативности при минимизации средств, достаточно комфортный для прочтения формат, художественная индивидуальность. Невероятно усложнился уровень графики, переведя рекламный коммерческий плакат в категорию современного искусства. Спрос на печатную периодику, разработку корпоративной графики, символическую, эстетически преобразованную, визуализацию информации и др. достиг колоссальных объемов. В современной трактовке графического дизайна заключено его целеполагание, как проектно-художественного творчества по созданию визуально-коммуникативной среды для получения конкретного результата – индивидуального образа продукта, реализуемого на рынке.
Инструменты реализации целей и задач графического дизайна
Развитие компьютерных технологий стимулировало прогресс в области графического дизайна как специфического современного искусства, создав новую профессиональную область творчества – компьютерную графику. Универсальность профессиональной деятельности обусловлена широким диапазоном востребованности специалистов данной области в различных отраслях промышленности, в науке, культуре, политике и общественной жизни. Корректируемые композиционно и эстетически с помощью компьютерной графики информация и изображения, способствуют эффективному восприятию человеком и обществом в целом транслируемых текстов и идей в цифровой форме.
Система современных медиа позволяет графическому дизайну последовательно развиваться и совершенствоваться, преследуя выработанные ранее цели и задачи. Компьютерный дизайн стал многокомпонентным видом графики, в котором превалирует коммуникативная функция, а визуализация дизайн-объектов является акцентным «штрихом», направленным на получение определенной реакции потребителя. В современном обществе графический дизайнер креативно, с помощью интерактивных средств и функциональных инноваций, интегрирует статичную графику, анимацию, стиль, заставляя потребителя по-новому воспринимать привычные объекты, продукты, информацию, обогащая при этом собственный арсенал знаний и навыков в области графических технологий.
Современный дизайн решает традиционные задачи, используя различные современные формы, приемы, инструменты, направления. Например, одним из инструментов реализации целей дизайна является «flat design», что можно трактовать как плоскостной (двумерный, силуэтная и контурная графика) дизайн – минималистическая версия интерактивного дизайна, лишенная сложных объемных эффектов (рис. 1, 2). При этом не исключается и взаимопроникновение различных направлений, их сочетание и эффективное взаимодействие. Информационная составляющая, преимущественно, является основным содержанием «flat design», но не исключаются и вариации. Лаконичность и простота «flat design» обеспечили ему популярность при решении задач модернизации пользовательских интерфейсов, доминировании в web-дизайне и использовании известными фирмами-производителями гаджетов.
Рисунок 1. Дизайн графический. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Графика: стилизация Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунках выше приведены примеры использования плоскостных и объемных изображений в графическом дизайне
Инфографика является не менее значимым инструментом графического дизайна современности. Это доступные для восприятия и понимания, графически совмещенные образы и тексты, имеющие целью упростить и преобразовать информацию для доступности восприятия потребителем. Ассоциативное восприятие изображений человеком, способствует решению задачи графического дизайна – осознать художественный смысл, оценить и запомнить суть содержащейся информации. В настоящее время средствами инфографики информация обобщается, творчески трансформируется и художественно преобразуется, создавая с помощью инновационных технологий визуальные (статичное или динамичное) сообщения с помощью многообразия художественных шрифтов. Современной стилевой формой данного инструмента дизайн-графики является динамически преобразованная инфографика, декларативно транслирующая информацию.
Колористика графического дизайна
Важную роль в решении задач современного графического дизайна и расширении его творческой деятельности играет колористика (рис. 3, 4). Яркие пастельные и цветовые акценты – прием, характеризующий процесс поиска наиболее оптимизированных приемов визуализации восприятия и распознавания информационного содержания. Колористические решения принимаются согласно классической теории цветовых сочетаний в дизайне с учетом их психофизического воздействия на человека, являясь инструментом коммуникативной функции графического дизайна.
Рисунок 3. Колористика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Палитра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 4. Палитра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, руководствуясь задачами повышения восприятия информативного знакового, структурированного содержания информации, ее избирательного осмысления, современный графический дизайн является самостоятельной междисциплинарной отраслью дизайна с определенным художественно-проектным опытом, знаниями, целевой направленностью, совокупностью принципов, системно овладевающей технологическими новациями и определяющей перспективные направления проектной деятельности.