Формы организации дизайнерской деятельности
На сегодняшний момент можно выделить две основные формы коммерческого дизайна:
- Стафф-дизай, представленный дизайнерскими отделами производственных компаний и предприятий, решающими задачи, которые ставятся перед ними руководством их организаций.
- Независимый дизайн, представленный самостоятельными дизайнерами, дизайнерскими фирмами или бюро, которые принимают и выполняют отдельные заказы сторонних коммерческих предприятий.
Стафф-дизайн
Сейчас почти на каждом производстве есть свой отдел дизайна, который занимается разработкой различных продуктов.
В рамках стафф-дизайна работает огромное количество сообществ дизайнеров. Причем, они могут быть представлены как одним дизайнером, так и сложной системой с огромным количеством профессиональных дизайнеров.
Все отделы стафф-дизайна разнятся по способу решения проблем и постановке задач. Типы дизайнерских служб находятся в зависимости от вида деятельности компаний, структурными подразделениями которых они являются.
Первые тип таких компаний – компании, которые занимаются добычей и обработкой сырья. В таких компаниях есть небольшой отдел дизайна Он находится в подчинении у вице-президента организации.
Все продукты дизайна создаются на длительные сроки. То есть, на первый план выходит перспективное планирование рекламных кампаний и т. д. Такие компании рекламируют не непосредственно товар, а фирменный стиль организации. Из-за этого дизайнеру работать намного сложнее.
Некоторые компании этого типа создают все составляющие проектирования в дизайне: фирменный стиль, ярлык, упаковка, интерьеры для производств и офисов, экспозиция на выставках. Очень часто основной функцией дизайнеров в данном случае является создание рекламы высокого качества. Так, дизайнер становится не создателем дизайна, а экспертом по коммерческой активности компании.
Второй тип компаний – компании, которые создают продукты для массового потребления. Обычно это компании, которые выпускают технику или другое бытовое оборудование. Довольно часто такие компании используют труд независимых дизайнерских компаний, с которыми заключают долгосрочные контракты. Однако нередко ими создаются и собственные дизайнерские отделы, причем достаточно многочисленные. Они пользуются абсолютной свободой в своих действиях. При этом, нередко, даже имея свой дизайнерский отдел, такие компании все равно обращаются за помощью к сторонним компаниям.
Сложный ассортимент продукции компании, которая работает на массового потребителя, обуславливает большой объем работы дизайнеров. Примером подобной компании можно назвать компанию, которая выпускает автомобили Форд.
В конструкторском отделе данной компании трудится огромное количество дизайнеров. При этом дизайн-проекты непосредственно связаны с промышленностью. Такие компании практически никогда не работают со сторонними компаниями, потому что никто, кроме непосредственных сотрудников, не сможет понять особенности производства. А именно на этом основывается удобство и эргономичность автомобилей.
Третий тип компаний – компании, которые создают товары для своей узкой аудитории потребителей. Промышленные организации, которые работают только на особого покупателя, обычно не нуждаются в рекламе. Из-за этого собственный штат дизайнеров им не особо нужен.
Разработку дизайна для таких компаний ведут независимые дизайнерские бюроу. Редко такие компании имеют ставку штатного дизайнера. Причем в его задачи входит создание товара, нужной упаковки, промышленная графика, а также разработка нужной документации, создание выставочных интерьеров.
В данных организациях работает очень малое количество дизайнеров, что делает их уникальными специалистами – они работают в узконаправленных компаниях. При этом сама деятельность дизайнера очень жестко лимитируется однотипными задачами, имеет четкую ориентацию на однородность товара.
Четвертый тип компаний – компании, которые занимаются производством и массовой продукции, и продукции для особых потребителей.
Если в такой компании создается дизайнерский отдел, то он занимается абсолютно всем: анализом конкурентов, изучением рынка, созданием продукции, рекламными кампаниями и т. д.