Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рельефный декор и предметная форма

Предметная форма в дизайне

Формирование дизайнером предметного образа в процессе художественного проектирования – многогранный и сложный, трудоемкий процесс, требующий для его создания целостного, гармоничного на композиционной основе множества формообразующих элементов. Достижение этой цели осуществимо при учете сложно связанных категорий пользы, удобства (комфорта) и красоты, а также комплекса свойств, признаков (внешних и внутренних) объектов и принципов композиционно образной организации.

Определяющим в дизайне является конечное композиционное решение, обусловленное соединением формы и функции, а также сочетанием конструкции со свойствами основных материалов и технологией изготовления, где художественная целостность, включающая в себя образность, метафоричность, характеризует собой единство формы и содержания, единство внутреннего и внешнего (композиция). Суть процесса формообразования можно рассматривать как свойство взаимодействия всех структурных элементов между собой и с пространством, т.е. как создание объемно-пространственной системы. Связи компонентов системы, независимо от степени ее сложности, имеют, наряду с тектоникой, решающее значение для достижения подлинной гармонии.

Композицию можно рассматривать не как компонент формы, а как непосредственно форму, учитывая ее главенство в придании художественному произведению (в т.ч. дизайн-объекту) целостности. Обладание основополагающим признаком целого, композиция зависит от назначения (замысла), что предполагает наличие объективных и всеобщих композиционных законов, отражающих закономерности и взаимосвязи явлений реального мира.

Рельефный декор в дизайне: исторический аспект

Понятие рельефа трактуется как объемное изображение на плоскости или разновидность скульптуры, в которой изображение создаётся с помощью объёма, частично выступающего из плоскости фона. Создание рельефного изображения предполагает впечатление, что форма «приподнимается» над плоскостью фона. Рельефные изображения известны в истории развития общества с древности.

Художественная выразительность классического рельефа создается преимущественно «моторными» и «тактильными» свойствами художественной формы. Теоретическую основу и практическую методику создания рельефного изображения изложил в своем литературном опусе немецкий скульптор А. фон Гильдебранд, детализируя способ художественного восприятия формы и пространства, характерный для представления рельефа в греческом (античном) искусстве.

«Рельефный декор и предметная форма» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Классические формы рельефы, известные с глубокой древности, приобрели в античном искусстве Греции в связи с интенсивным развитием архитектурной композиции. Так, в верхней части архитектурных сооружений, как правило, сосредотачивали барельефы (низкие рельефы, выступающие над плоским фоном не более чем на половину своего объема), горельефы (высокие рельефы), фигурные объекты, скульптурные изваяния. Всеобщий принцип рельефности, присущий периоду античности, интегрировал два вида искусства: мастерство архитектора и творение скульптора и присутствовал во внешнем облике парадных, административных и культовых зданий, фонтанов и др.

Технология создания орнаментального рельефного изображения использовалась не только в архитектуре, но и в монументально декоративном, декоративно-прикладном искусстве. Материалом для этого служили камень, глина, металл, дерево. Приемами лепки, резьбы, чеканки, ковки владели мастера, передававшие секреты своего искусства из поколения в поколение. Корнями античного рельефного греческого декора некоторые исследователи считают Древний Египет, Персию, Месопотамию. Их убеждения связаны с найденными артефактами, подтверждающими довольно высокий уровень развития искусства создания орнаментального рельефа (врезанный в плоскость, углубленный рельеф).

Основанный на искусстве античной Греции, классицизм XVII-XVIII веков использовал прием оформления архитектурных и интерьерных ансамблей с помощью рельефного декора (барельеф, горельеф), добиваясь целостности и гармонии формы. В эпоху барокко тенденция использования рельефных изображений доминировала. Создаваемые в этот период архитектурные шедевры до настоящего времени поражают воображение зрителей, а в композиционных построениях современных архитекторов и дизайнеров используется данный прием, органически связывая корни и ветви изобразительной формы.

Рельефный декор и стилевые тенденции (на примере интерьера)

По мнению теоретиков и практиков дизайна, стилевое единство формы не обеспечивается лишь обычными, «классическими» средствами композиции (пропорциями или ритмом, контрастом, нюансом и пр.). Его достижение зависит во многом от умения дизайнера передать дух времени во всем облике вещи. Огромный арсенал специального инструментария дизайна рассматривает архитектурный декор, как один из способов придания индивидуальности, законченности, стилевой принадлежности зданию или помещению. Этому способствует широчайший выбор архитектурного декора и декоративных элементов, выполненных из самых различных строительных материалов, способных решать самые разнообразные эстетически и практические задачи.

В реалистичном дизайне создание предметной формы осуществляется средствами гармонизации художественной формы: масштабностью, пропорциональностью, ритмичностью, метричностью, тектоничностью, статичностью, динамичностью. Одним из действенных элементов, способствующих достижению этой цели, является следование устоявшимся стилевым и архитектурным тенденциям в деталях, отражающих сущность идеи. Например, для стиля барокко характерны декоративные орнаментальные лепные элементы, витые колонны, зеркала, большие оконные проемы или их имитация; стиля рококо – присущий идиллическому миру французского королевского двора интерьер, насыщенный рельефным орнаментом, роскошь, комфорт, уход от прямых линий; для классического стиля – приверженность античным архитектурным эталонам красоты и форм, статичность и уравновешенность рельефного орнамента с ясным и четким членением прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов, овалов (рис. 1, 2, 3.).

Использование рельефного декора и характерного предметного наполнения интерьера в стиле барокко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Использование рельефного декора и характерного предметного наполнения интерьера в стиле барокко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Использование рельефного декора и характерного предметного наполнения интерьера в стиле рококо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Использование рельефного декора и характерного предметного наполнения интерьера в стиле рококо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Использование рельефного декора и характерного предметного наполнения интерьера в стиле ампир. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Использование рельефного декора и характерного предметного наполнения интерьера в стиле ампир. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата написания статьи: 21.08.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot