Истоки минималистической стилистики дизайна Скандинавии
В основе стилистики дизайна Скандинавии лежит социально-демократический образ жизни общества и особенности северного климата. Навеянный национальными мотивами и природой, скандинавский «органичный» стиль (эко-стиль) сформировался в середине 20-х годов прошлого столетия. Минималистичная сдержанность скандинавской архитектуры и дизайна демократична и универсальна, актуальна как для больших пространств, так и для помещений с ограниченной площадью. Отказ от вычурности, даже определенного рода аскетизм получил развитие в результате приверженности популярным в 30-годы идеям Janteloven (десять скандинавских заповедей поведения и образа жизни, взятые из фантастического романа Акселя Сандемоса «Беглец пересекает свои следы»).
Идеи Janteloven, изложенные автором романа, проповедуют определенный стиль социального поведения в пользу отказа от эгоцентризма, выделения личности из культурной нормы, поощряют ставить потребности сообщества выше индивидуальных. Характерным примером следования этим идеям служит демократичная, имеющая упрощенные геометрические формы, продукция IКЕА и интерьеры, в основе которых присутствует эта продукция. Налицо взаимное влияние идеологии и дизайна, подводящие эгалитарное общество к осознанию единственно правильной философии стандартизации IKEA.
Единое мышление жителей Дании, Швеции и Норвегии, пронизанных идеологией Janteloven, призывает человека ставить потребности сообщества выше индивидуальных, что, по мнению идеологов, способствует гармонии в обществе, признанию превосходства общественных социальных достижений над личными. В этом суть скандинавской национальной идеи, способ социализации общества, в котором развивается и формируется личность, осознающая свое единство с социумом. Этому во многом подчинены культурные практики, включая дизайн.
Современность и скандинавский минимализм
Наглядным воплощением минимализма в современном дизайне является скандинавская минималистическая стилистика интерьера. Теоретики дизайна, анализирующие феномен скандинавского стиля, сравнивают его с девушкой, которая «пользуется косметикой очень умеренно и может похвастаться естественной красотой».
Скандинавский стиль в дизайне проповедует отказ от вычурности в пользу простоты натуральных материалов, максимум доступа естественного света, присутствие в интерьере исключительно функциональных аксессуаров, умеренность в насыщении помещения интерьерной живописью, зеркала, светильники, увеличивающие количество света, присутствие живой растительности (зелени). Особое внимание в дизайне уделяется фактуре дерева, как традиционному для скандинавов материалу. Эстетика и тепло дерева подчеркиваются особо в проектах жилища и интерьере. В целом для скандинавского стиля характерны элегантность и простота, обилие света, уют, монохромная (спокойная) светлая цветовая гамма, простые формы мебели и предметов декора (рис.). Иконами данного стиля заслуженно являются Арне Якобсен и Альвар Аальто, образцами интерьеров и мебели, функциональной красотой которых и сейчас гордятся их обладатели.
Рисунок 1. Скандинавский стиль в интерьере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Традиционализм в дизайне стран Скандинавии
Одной из характерных особенностей феномена скандинавского дизайна является традиционализм, сохраненный и возрожденный на новом современном уровне школами дизайна. Стилевые тенденции в Финляндии и других странах Скандинавии презентуют национальный народный быт, насыщая интерьеры произведениями искусства и народного ремесленного творчества (традиционная мебель, посуда, одежда и пр.), которое не утратило актуальности, существовало и беспрерывно развивалось во все времена.
В культурном обороте Финляндии, например, предметы народных промыслов всячески культивируются, присутствуют не только в музеях и на выставках, но органично существуют в жизненном пространстве современного человека, используются дизайнерами и органично сочетаются с новыми. Сознавая историко-культурную преемственность дизайна и традиционной материальной культуры, прикладного искусства и ремесленного творчества, скандинавский дизайн сформировался как уникальное, своеобразное явление, признанное в мире как самобытное искусство гармонизации средового пространства. Преемственность и бережное отношение к культурному наследию, неразрывная связь дизайна с традиционными ремеслами обеспечили скандинавскому феномену в новом тысячелетии внимание современных дизайнеров и теоретиков дизайна, как способу гуманизации предметно-пространственной среды, придания ей культурной и духовной осмысленности.