Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пропедевтика в дизайнерской подготовке

Пропедевтика в подготовке дизайнеров

Процесс подготовки дизайнеров обладает собственной теоретической базой и историей. Он напрямую зависит от характерных черт специальности, уровня подготовки, одаренности студента и типа дизайнерской деятельности.

Основы композиционно-художественной подготовки дизайнеров были разработаны школой Баухауз в 20-х годах прошлого века. Начало курсу пропедевтики в учебном заведении для дизайнеров положил Иоханес Иттен. В начале 20-х годов начинается введение пропедевтики в курс Баухауза в качестве факультативной дисциплины. Позже факультатив стал обязательным предметом. Программа, разработанная Иттеном, касалась изучения абстрактных элементов формы. Базировалась они на анализе трех главных форм:

  • круга;
  • квадрата;
  • треугольника.

В рамках изучения программы студентам необходимо было сделать анализ всех свойств форм по отдельности, а позже понять, как они работают в сочетаниях между друг другом. Особое внимание уделяли на занятиях работе с цветом.

После того, как Иттен перестал работать в Баухаузе, курс пропедевтики в этой школе начал вести художник Ласло Мохоль-Надю. Он акцентировал внимание на изучении материальной базы и считал, что при помощи занятий с материалами можно научиться более точно ощущать предмет. Некоторые упражнения, разработанные им, были направлены на создание структурно-пространственной конструкции предметов, а также на поиск уникальных конструктивных решений, изучение законов динамики и статики, кинетики и механики.

Окончательно оформился курс только тогда, когда его начал читать Йозеф Альберс, дизайнер немецкого происхождения. Он акцентировал внимание на комбинаторном мышлении и навыках его развития. На своих занятиях он преподавал объемную композицию, учил создавать макеты. Он был первым, кто ввел в педагогику дизайна предварительное создание макетов. Позже его разработка станет частью курса пропедевтики во всем мире. В то же время Альберс не забывал и о работе с цветом, материалами, пытался развить творческие способности студентов.

«Пропедевтика в дизайнерской подготовке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Наработки преподавателей Баухауза стали методической базой курса «Пропедевтика – основы композиции». Для современных студентов-дизайнеров данный курс является базовым, основополагающим в системе подготовки специалиста. Сам термин пропедевтика означает предварительные знания о чем-либо, введение в научную дисциплину. Это своего рода сжатый курс, на основе которого будет строиться глубокое изучение.

Курс пропедевтики обычно включает в себя три части. Его проходят на первом курсе студенты-дизайнеры по специальности графический дизайн и дизайн среды. Изучению подлежат:

  1. Первая часть. В рамках этого блока студенты получают знания по темам: «Композиция. Виды композиции. Фронтальная (плоскостная) композиция», «Художественно-выразительные средства построения композиции», «Композиционные средства гармонизации художественной формы», «Визуальная трансформация и иллюзорные композиции», «Цвет в композиции».
  2. Вторая часть. В рамках этого блока исследуются дисциплины «Основы макетирования», «Рельеф», «Объемная композиция», «Включение графики в объемную композицию», «Пластическое решение объемных форм».
  3. Третья часть. Блок под названием «Глубинно-пространственная композиция».

Третий блок является самым важным и базовым для всех студентов-дизайнеров, потому что без знаний композиции невозможно ничего создать. На первом курсе студенты знакомятся с типами композиции, как они создаются, принципы организации.

Теоретические знания в рамках курса выдаются в форме лекции, сопровождаются презентацией и иллюстративным материалом из практики. На практических занятиях студенты выполняют задания по композиционному устройству, используют художественно-выразительные средства, а также методы гармонизации композиции.

Композиция в курсе пропедевтики

Базовыми знаниями для студентов-дизайнеров являются основы композиции. Композиция является сочетанием элементов. Сочетание разных частей в целостную картину составляет основу композиции. Композиционные основы являются едиными для всех искусств, от музыки до живописи.

Композиция составляет всю жизнь человека. Все пространство вокруг человека организовано определенным образом – это видно и в строении предметов быта, и в живых организмах. При помощи композиции можно логично расположить элементы, создать целостность.

Композиции бывают трех видов:

  • фронтальная;
  • объемная;
  • глубинно-пространственная.

Подобное разделение видов, на самом деле, достаточно условное, потому что фронтальную композицию можно рассматривать в качестве компонента объемной композиции или глубинно-пространственной. В то время как объемная композиция является частью глубинно-пространственной композиции.

Фронтальная композиция – произведение, которое создается на плоскости определенного формата. Студенты создают композиции на плоскости при помощи различных материалов: ручками, карандашами, при помощи аппликаций из геометрических фигур, линий, надписей, создают коллажные изображения.

В качестве упражнений по комбинаторике используют геометрические фигуры, которые способствуют решению объемно-пространственных объектов на плоскости. Знания, которые получают студенты, формируют творческое мышление, создают идейную основу для произведений, развивают образное мышление и фантазию.

Дата написания статьи: 21.09.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot