Предметно-пространственное наполнение мегаполиса
Принципы функционализма и рационализма рассматриваются как основополагающие при формировании предметно-пространственной среды города. Это обусловило преодоление зональных (региональных) особенностей предметного наполнения городских ландшафтов, традиционализма. Кроме того, урбанистические тенденции в XX веке способствовали архитектурному аскетизму и утилитарным проектным решениям. Сформировалось такое понятие, как «универсальный» стиль, характеризующийся отсутствием ярких признаков выразительности городских территорий в целом.
Средовой дизайн, как специфическое направление проектно-художественного творчества, сформировалось в 70-80-х годах XX века, проявляясь в инновационных проектах архитектурных сооружений (в том числе архитектуре малых форм), стремлении придать характерные признаки определенных стилей объектам городской среды, организуя их с помощью единой смысловой нагрузки, цветовой палитры, архитектурного декора и др. Однако прагматичность, занижающая значимость художественного оформления городских ландшафтов, обусловила основную тенденцию формирования урбанизированного пространства − функционализм в его наиболее упрощенном понимании и универсализм, предполагающий экономию средств, ресурсов, времени.
Последовавшие за этим многочисленные дискуссии теоретиков и практиков дизайна, способствовали выработке определенных концептуальных положений, которые обрели особый смысл на рубеже XX-XXI веков, в период обращения общества к роли и функции культурных практик. В настоящее время дизайн-формированию эстетической привлекательности городских пространств уделяется гораздо больше внимания, чем 10-15 лет назад. Период начала нового тысячелетия можно охарактеризовать как время перенасыщения города (в том числе исторических центров) активно вторгшейся визуальной коммуникацией (рекламные плакаты, щиты, вывески и др.), лишенной, в большинстве случаев, художественной составляющей (рис. 1, 2).
Представление о городе как о культурном пространстве
Важным поворотом на пути к формированию городской среды, как ценного во всех отношениях культурного пространства, стали многочисленные призывы дизайнеров и культурологов рассматривать город как устойчивое образование, поддерживаемое реализацией совокупности функций, одна из которых – эстетическая составляющая. Привлекательность ландшафтов города стала одной из задач, решаемых на уровне городской администрации совместно с профильными специалистами в этой области.
Рисунок 1. Насыщенность рекламой городского исторического центра (г. Краснодар, 2012 г.). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Рекламный щит. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К решению проблемы создания художественной выразительности, эстетического совершенствования мегаполисов привлекаются дизайнеры, специализирующиеся в различных областях этого проектного творчества. Благодаря им средовое наполнение города обретает системность, композиционно-эстетическую организацию, развивается дизайнерская концепция, базирующаяся на проектной экологии и аксиологии. На территории мегаполисов усилиями ландшафтных дизайнеров создаются парковые зоны, озеленяются центры и спальные районы. При этом актуальным направлением в озеленении является использование декоративных и красивоцветущих в течение всего сезона региональных древесно-кустарниковых пород (в том числе плодовых). Городская жанровая скульптура обогатила средовое наполнение городского ансамбля оригинальностью решения и художественной выразительностью. Осмысленность и упорядоченность всевозможных рекламных сооружений (в том числе интерактивных) усилиями профессионалов в области графического дизайна производит впечатление специфического структурного компонента городской среды.
Социальная направленность средового дизайна
В современной городской среде информационно-коммуникативные аспекты средового дизайна выходят на лидирующие позиции как основа существования жителя мегаполиса. С этим связаны бытовые процессы, информационные структуры, социально-культурные и экологические факторы. Информационно-графическая область средового дизайна стала наиболее динамично развивающейся, с нею связаны все основные виды городского дизайна. Коммуникативный дизайн стал дизайном для социума, его современные возможности обусловили непререкаемое лидерство в окружающей человека предметно-пространственной среде. Коммуникативному дизайну, помимо функции системной организации жизнедеятельности города, принадлежать инновационные поиски нестандартных проектных решений и качественных изменений на пути обретения эстетической ценности.
Гуманистическая проектная этика современности
Обретение средовым дизайном устойчивых позиций в области формирования средового пространства города стимулировало создание проектов, направленных на гармонизацию существования социума. Опираясь на понятия общечеловеческих ценностей, дизайнеры активно формируют идеальный, с точки зрения классических принципов проектно-художественного творчества, образ города не только настоящего, но и будущего (рис. 3, 4). Берутся «на вооружение» и всесторонне рассматриваются эко-проекты, этические идеи которых основаны на приоритете антропосообразного предметного мира, традиционных ценностей, целесообразности, близости с природой.
Рисунок 3. Концепция дизайн-решения для формирования комфортной и эстетически привлекательной городской среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Средовой дизайн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ