Искусственная среда обитания
Частично созданная руками человека, частично представленная островками природных ландшафтов – это урбанистическая среда, которая включает всевозможные объекты архитектуры, предметы дизайна, планировочные решения административных и общественных объектов, парки, систему общественного транспорта и многое другое. Часто колористическое наслоение, цветовая пестрота способны создать определенную напряженность, вызвать всплеск негативных эмоций, спровоцировать конфликтную ситуацию на фоне многообразия противоречий, характерных для урбанизированной среды.
Классифицируя зональное деление, так называемой, искусственной среды обитания, необходимо выделить:
- производственные объекты (цеховые здания промышленных предприятий, административные здания, научные, учебные, медицинские, детские учреждения, музеи, т. п.), для которых цветовая палитра регламентируется определенными норами и правилами;
- предприятия общественного питания, торговые центры, супермаркеты, зрелищные помещения и др., требования к оформлению которых менее строги, но имеют целью воздействовать визуально на человека, привлекая эстетикой и гармоничными сочетаниями цветовой отделки;
- спальные районы, где человек отдыхает и развлекается.
Особая, специфическая атмосфера и предназначение этих объектов в средовом пространстве города требуют учета фактора психологического воздействия на человека определенного цвета и цветовой палитры в целом, закономерностей зрительного восприятия.
Зрительное восприятие цвета
Известным фактом является различное восприятие цвета зрительным органом человека. Цветовая гармония, насыщенность цвета, цветовые контрасты создают определенный настрой, эмоции, влияют на уровень трудоспособности и др. Наиболее оптимальным для восприятия в замкнутом средовом пространстве является распределение яркости цветовой палитры, характерной для естественной среды, т.е. более привычной человеческому глазу. Не уместны значительные яркостные контрасты, в то же время бледность и отсутствие цвета также создают определенный дискомфорт.
В искусственной среде обитания предметы должны четко восприниматься человеком, что требует от дизайнера всестороннего рассмотрения цветовых сочетаний. Например, на светлом фоне предметы должны быть четко различимы, контрастировать с фоном, иметь более темный тон и наоборот. Эти особенности прописаны и регламентируются в определенных стандартах для производственных помещений, общественных зданий, детских учреждений и т. д.
Фокусирование глаза на каком-либо предмете также требует отдыха и перевода взгляда на контрастное цветовое пятно. Например, в производственных помещениях цветовое оформление стен контрастирует с объектами и предметами на рабочем месте, при этом цвета выбирают либо холодные, либо теплые, либо вводят в окружение цветовые пятна в зависимости от рода деятельности человека. Рекомендовано также наличие декоративных элементов (живые цветы, монументальная роспись, интерьерная живопись, пейзажи и др.). Цветовое утомление при работе с насыщенными цветами на производстве может быть снято с помощью специальных экранов.
Физиологический комфорт при работе с насыщенными цветами может нивелироваться окружением мягких, теплых, светлых тонов. Дизайнер, оформляющий пространство, должен учитывать наилучшие волновые характеристики цвета. Например, средневолновые – от желтого до голубого. Цветами этой группы можно также оформить базовые поверхности помещений на производстве, в детских учреждениях и т.д. Коротковолновыми и длинноволновыми цветами, как правило, оформляют различные объекты спальных районов в зависимости от их назначения, торговые центры, спортивные сооружения и др.
Психофизическое воздействие цвета
Цветовая палитра интерьера является мощным фактором воздействия на настроение и поведение человека. Для этой цели также предназначены декоративные и архитектурные элементы. В современных условиях отсутствия данных изысков в помещениях настроение создается исключительно с помощью цветовой палитры, определенных цветовых эффектов. Интенсивные, энергичные, возбуждающие цвета уместны в залах, предназначенных для праздников, где человек может взбодриться, энергично подвигаться, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-психический тонус. Этому будут способствовать, например, красные тона, контрастные сочетания таких цветов как красный и зеленый.
Тонизирующим эффектом для человека станет визуальное восприятие таких цветов как желтый, оранжевый, оттенки зеленого и др. Такое цветовое оформление может быть использовано для придания ощущения бодрости, деловой активности. Желтый цвет рекомендуется также для использования в помещениях, где в дневные часы пребывают дети, в жилых комнатах. Эстетическая сторона оформления помещений тонизирующим оранжевым цветом сомнительна и до конца не выяснена.
Спокойные цвета (зелено-голубые, голубые и др.) применяются, как правило, в административных зданиях, в помещениях для пассивного отдыха. Они способствуют стабилизации нервной системы, снижению интенсивности эмоций. Кабинеты, залы и вестибюли административных зданий чаще всего оформляют в холодной спокойной цветовой гамме. Аналогичное оформление подойдет и для общественных зданий южных городов с обилием солнца и тепла.
Колористика важна и при оформлении помещений с вредными условиями труда, в учебных зданиях, где присутствует большое количество людей, зданиях, где имеет место недостаток света и др. Разнообразие вариантов назначения общественных помещений этой категории потребует от дизайнера творческого индивидуального подхода к каждому объекту дизайна. Как правило, готовые универсальные решения данной проблемы отсутствуют. Практикующие дизайнеры чаще всего выбирают для шумных, многолюдных общественных помещений различные оттенки спокойных слабонасыщенных цветов, в прохладных помещениях – теплые цвета, а в помещениях с повышенной температурой – холодные. Для помещений с повышенной влажностью подойдет окраска стен в белый цвет или белая облицовочная плитка с декоративными элементами голубого или светло зеленого цвета и т. д. Существуют и ряд правил, предписывающих, например, не оформлять залы общественного питания в розово-оранжевых или тепло-коричневых цветах, в медицинских учреждениях – не использовать ярко красные, алые цвета, а в офисных помещения – все оттенки розового.
Эстетика цвета
Эстетическое воздействие цвета на человека взаимосвязано с психофизиологическим восприятием. Как известно, человек чувствует себя комфортно в среде, отражающей его собственное мироощущение, его характер, личное восприятие окружения и себя. В этой связи при проектировании цветового оформления помещений различного назначения учитываются, в первую очередь, колористические предпочтения человека, обусловленные его характером, национальными особенностями, образом жизни, привычным окружением флоры и фауны и много другое, что связано для него с пониманием эстетической привлекательности.
При проектировании искусственной среды образная, художественная задача решается с помощью цвета. Рекомендуется воспринимать проектирование какой-либо объемно-пространственной структуры с позиции живописи в пространстве с использованием законов и принципов создания колорита картины. При этом объемы и масштабы цветовых пятен в этом случае будут несоизмеримо больше, грандиознее. Целостность и органичность климата общественного интерьера в этом случае будут достигнуты в полной мере.
Цветовая организация пространства
Цвет в оформлении объемного пространства или в окраске предметов и архитектурных сооружений, в том числе объектов малой архитектуры, используется как средство композиции (рис.). Строительные конструкции, архитектурны элементы зданий подчеркивают их назначение, взаимные связи (например, обособленный жилой комплекс или коттеджный поселок, система медицинских или детских дошкольных учреждений). Цветовому оформлению подвергаются несущие конструкции (темные или насыщенные цвета), заполняющие панели (светлые, слабонасыщенные цвета), конструктивные элементы и др. Форма и текстура также могут быть подчеркнуты цветом. В зависимости от поставленной задачи цвет позволяет создать визуальную иллюзию объема пространства, здания, предметов, нивелировать дефекты формы, связать воедино элементы, уравновесить структуру, зонировать пространство.
Рисунок 1. Цветовое пространство. Примеры цветовой организации в современной архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Цвет в архитектуре. Контрастные цветовые решения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ