Функциональный комплекс дизайна
Главной проблемой в дизайне является частое расхождение между эстетикой и функциональностью. Эстетичные предметы не всегда функциональны, и наоборот. Американский промышленный дизайнер Генри Дрейфус попытался устранить данную проблему. В то время промышленный дизайн был несколько лишен красоты – вся продукция была стандартизированной. Чтобы улучшить не только функциональность, но и внешний вид товара, дизайнер решил модифицировать его сначала внутри, а потом снаружи. Так, он разобрал обычные часы, продумал механизм для улучшения их работы, а потом начал работать над внешним видом изделия.
Он понял, что вещи, которые использует человек, должны быть не только красивыми, но и функциональными. Так была выведен закон многомерности модификации в дизайне. После этого каждый товар подвергался тщательной оценке и изменению.
Чтобы преодолеть стандартизированность вещей (и уклон либо в эстетику, либо в функциональность как следствие) была создана концепция функционального комплекса дизайна.
По своей сути функциональный комплекс дизайна представляет собой гармоничную работу таких элементов, как метод, ассоциация, использование, эстетика, телезис и потребности. У данного комплекса есть даже собственная схема (рисунок 1). Сама концепция была создана Виктором Папанеку.
Рисунок 1. Функциональный комплекс дизайна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Элементы функционального комплекса дизайна
Методом называют взаимовлияние техник, инструментов, ресурсов для создания товара. Хорошим методом называется тот, который подразумевает честное и целесообразное применение ресурсов для создания продукции, без желания выдать один материал за другой.
Очень важно в процессе создания дизайна использовать только оптимальные материалы. То есть, если какую-то работу можно выполнить при помощи более дешевых или эффективных материалов, использовать иные не рекомендуется.
Примером применения метода в дизайне является скульптура «Конь» Александра Калдера. Своей формой данная скульптура должна быть благодарна материалу, из которого исполнена. Дизайнер понял, что для его скульптуры просто необходимы фактура и цвет самшитовых пластин. Особенность самшита в том, что он существует исключительно в форме узких и маленьких пластин. Создать полноценную скульптуру из небольших самшитовых пластин стало возможным только после соединения их в виде игрушки для детей. Получается, что «Конь» стал работой, внешний вид которой был обусловлен методом.
Рисунок 2. «Конь» Александра Калдера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Использование – элемент функционального комплекса, который показывает уместность формы и материала на основе функциональности продукции, включает в себя характерные черты применения товара.
Данный элемент обусловливает функциональность товара. То есть то, как он должен работать, причем без лишних характеристик. Так, например, бутылочка с витаминами обязана давать не больше одной таблетки за раз. Она даст ровно тот набор функций, которые в нее вложил создатель.
Все функции предметов должны быть обусловлены их назначением. К примеру, будильникам не нужно летать по воздуху, поэтому в них и не встраивают аэродинамические характеристики.
Потребность соотносится с закрытием всех настоящих желаний человека. В круг реальных потребностей человека входят:
- выжить;
- отличаться от других.
Телезисом называют осознанное, целенаправленное применение процессов в социуме и в рамках природе для того, чтобы достичь конкретных дизайнерских целей. Он показывает временной промежуток и условия, что создали определенный дизайн. Также телезис отражает, насколько дизайн соответствует социуму и экономическому развитию общества, в котором применяется.
Так, телезис накладывает свои ограничения на перемещение предметов, техник и средств из различных культур без потери функционала. Исключением в данном случае являются только предметы искусства и экзотизмы, потому что их основная ценность состоит в их необычности для другой культуры. Для человека они всегда воспринимаются как что-то непривычное. Телезис же регулирует смешение культур, их обоюдное обогащение.
Примером телезиса является батончик Kit Kat, который можно купить в 72 странах мира. Удивительно то, что рецепт батончика в каждой стране свой для того, чтобы угождать потребностям местного населения. Так, в Японии можно встретить огромное количество необычных вкусов шоколадки. Некоторые варианты японского Kit Kat вообще можно пить, а не есть (к некоторым праздникам компания выпускала шоколадно-овощной питьевой батончик). Также есть шоколадки со вкусом васаби, зеленого чая, сакуры и других. Если переместить такие батончики без контекста, например, в европейскую культуру, то они не будут поняты.
Именно телезис определяет, каким будет продукт в определенной культуре, и регулирует его внедрение в другую культуру.
Ассоциации – психологический настрой человека, который отсылает его к каким-то воспоминаниям из его жизни (обычно детство). Именно на основе ассоциаций строится первичное впечатление о продукте. Ассоциации воздействуют на любовь и нелюбовь к конкретному товару, ценностям и т.д.
Эстетика – творческое средство дизайнера, которое помогает сформировать объекты из различных форм и цветов. Объекты, созданные человеком, влияют на каждого, вызывают симпатию или негатив.