Что такое решение пространства
Решение пространства – это поиск путей декора пространства, аналога образа реальности вокруг нас.
Чаще всего к принципам решения пространства прибегают в театральном искусстве – при постановке спектаклей, реализации музыкальных постановок и т. д.
Методы пространственного решения спектакля делятся на:
- метафорические – мир придуманный;
- иллюзорные – мир реальный.
Решение пространства в театре основывается не только на желании режиссера-постановщика, декоратора, но и на формате пьесы. Немаловажным фактором является и жанр произведения.
Решение пространства на примере создания спектакля
Основным вопросом пространственного решения считается следующий: за чем будет наблюдать в процессе спектакля смотрящий? К примеру, при постановке философской трагедии необходимо создать не столько реалистичную атмосферу, передать быт, сколько сформировать образный мир, в котором живут герои. В драме социального характера бытовые детали, наоборот, очень важны.
Пространство спектакля должно быть раскрыто и при помощи актеров, которые взаимодействуют со средой. Так пространственное решение спектакля становится не столько образом мира вокруг, но и определенной площадкой для работы. Это пространство должно быть удобным для актеров и понятным для зрителей.
Спектакль может быть:
- сценографический;
- декорационный.
В рамках сценографического спектакля создается пластическое решение пространства при помощи формирования быта, освещения, костюма, грима. Все эти детали должны взаимодействовать между собой и с актерами. Декорации такого спектакля живописны. Обычно они представляют собой фоновую картину для событий. В рамках сценографии создают детальную обстановку. Она характеризуется картинностью и искусственностью.
Рисунок 1. Вариант создания пространственного решения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В сценографической постановке тщательно отбирают все детали, продумывают образность. Это пространство более метафорично, обобщено. Данное пространство является основой для действия.
Решение пространства в спектаклях создается при помощи следующих инструментов:
- Статические и динамические техники. В рамках этих технологий создают объемные конструкции, плоские декорации-пейзажи, предметы быта, которые служат для выражение идеи произведения, используют свет, проекции, а также архитектуру.
- Костюмы. При помощи костюмов также можно создать пространственное решение. Так, костюмы могут быть этнографическими, историческими или же условными.
- Реквизит.
- Грим.
- Освещение.
- Взаимосвязь декораций и зрительного зала.
Инструменты пространственного решения выбираются на основе меры условности, то есть соотношения реальности и вымысла.
Типы образного решения пространства в театре
Существуют следующие типы образного решения пространства:
- Иллюзорность, или повествовательность. Она характеризуется стремлением воссоздать мир вокруг детально. В таком случае на сцене формируют обстановку, которая максимально похожа на реальный мир, с настоящими предметами. Если иллюзия реальности на сцене становится огромной, то невозможно убрать тенденцию к однозначности. В данном случае пространственного решения необходимо создать образную систему, обобщить художественно все, что есть в этом пространстве. Должно остаться ощущение трехмерного пространства. Моделирование мира вокруг строится на принципах создания экстерьера и интерьера на сцене. Реквизит дополняют объемными, живописными, осветительными, инженерными и другими инструментами для того, чтобы на сцене все выглядело реалистично. Также возможно использование настоящих вещей для их настоящих функций – мебель, костюмы исторического типа, столов, камней, ветвей, механизмов и т. д.
- Метафоричность, или иносказательность. Она характеризуется стремлением уйти от полного правдоподобия. Это пространственное решение условно, изменчиво, передает ощущение, а не реальность. Наблюдается изменение в точности передачи пространства, форм, а также отношений. Реальная действительность создается заново, изменяется.
Метафоричный мир создается при помощи следующих приемов:
- Передача единого целого при помощи деталей. Пространство заполняют при помощи части, фрагмента реальности. Среда вокруг создается не так, как реальность, а искажается. Данное пространство исключает абсолютно все элементы, которые не относятся к взаимодействию с актером.
- Многопредметность. В данном пространственном решении используют большое количество предметов, которые относятся к этой реальности. Все предметы находятся в полном хаосе, не соблюдаются пространственные отношения. Практически все пространство нагромождено предметами.
- Символизация. В данном пространственном решении выбирают один предмет, который наделяют определенной силой-смыслом. Именно этот предмет считается транслятором конкретной идеи. Он олицетворяет конкретную группу в обществе, передает настроение и содержание мыслей.
- Транспозиция окружающей среды. В данном пространственном решении действие переносится в другую среду, которая сильно отличается от изначальной литературной базы.
- Фактурные, размерные трансформации. Предметы изменяются в размерах, рельефах и т. д.
- Соединение экстерьерного пространства с интерьерным.
- Конструктивистский прием. Жизнь воссоздают при помощи конструкций. Используется большое количество пространственных и линейных отношений. Этот тип пространственного решения создает только условные черты пространства, он не дает представление о времени и месте действия.
- Иносказательно-вещной прием. Предмет используется в неожиданной функции. Его функционал буквально пересоздают на сцене, изменяют, трансформируют. Декорация используется для трансформации реальности. Это излюбленный вариант пространственного решения Д. Бобровского.