Что такое дизайн
Дизайн – вид человеческой активности, который направлен на проектирование мира вокруг человека, то есть мира предметов.
Он представляет собой творческий процесс, который ориентируется на достижение самого полного соответствия производимых объектов и окружающей среды и обеспечивает потребности человека.
Основной целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, которая более полно удовлетворяет различные потребности человека.
Проектирование – это поэтапное планирование действий для создания определенного продукта. Считается одним из этапов дизайнерской работы.
К ним также относятся:
- создание идеи проекта;
- разработка идеи;
- проектирование;
- создание продукта.
В процессе проектирования особое значение имеют:
- аналитическая деятельность дизайнера;
- критика специалистов области;
- правки заказчика;
- мнение потребителя.
Проектный анализ – это комплекс мер, которые обеспечивают отражение дизайнерских идей в форме проектного материала. Желание создать идеальный продукт побуждает дизайнера несколько раз проверять дизайн-проект, сверять его с первоначальной задумкой, исправлять созданное.
Дизайнеру необходимо сделать анализ формальных качеств произведения:
- гармонии;
- цветовой стройности;
- ритма и пропорций.
Каждый проект должен существовать в качестве условной схемы. При помощи этой схемы можно избавиться от ошибок в работе, неточностей и искажений. Когда дизайн-проект начинает создаваться в реальных масштабах, конструкция начинает искажаться, излишне дополняться и восприниматься по-другому.
Задачи в дизайне интерьера:
- анализ технического оснащения помещения;
- выбор подходящих стилистических конструкций;
- подготовка чертежей проекта;
- визуализация идеи;
- согласование с заказчиком;
- реализация проекта.
Методы дизайн-проектирования
Существует несколько методов дизайн-проектирования:
- Метод аналогии. Он основывается на поиске схожих черт. Бывает тривиальным, то есть ищет общеизвестные подобия, и эвристическим, то есть неожиданным поиском. Аналогии могут быть прямыми (находятся в природных системах), субъективные (дизайн ставит себя на место предмета), символические (метафоры и сравнения), фантастические (вещи не отражают реальность).
- Метод агрегатирования. Конструкция разделяется на узлы, при помощи которых выполняются определенные функции. Они могут изменяться по мере изменения положения узлов.
- Метод ассоциаций. Создание идеи проекта на базе сопоставления несхожих предметов.
- Метод «вживание в роль». Формирование системы задач проекта, исходя из прогнозов реакции потребителя.
- Метод «мозговой штурм». Проект создается посредством стимуляции творческой деятельности в отрыве от ограничений. Все работники выдвигают свои идеи на тему того, как нужно сформировать проект.
Методы дизайна интерьера
Метод – совокупность приемов для решения проектной проблемы, основывается на теоретическом и практическом освоении проблем.
Методы в разработке дизайна интерьера бывают следующие:
- Метод анализа. Его используют в рамках проектирования. Основная цель – выявить недостатки, определить задачи проекта. Обычно решаются функциональные, визуальные и конструкционные задачи. Внимательно подходят к антропометрическим показателям. Результат этого метода – формулировка задач проекта.
- Метод морфологической карты. Его применяют после анализа. Начинается поиск решений задач и проблем. Цель – найти самые удачные варианты решения проблемы. В рамках этого метода создается карта, в ней прописывают функции и характеристики объекта. Он сильно зависит от цели и типа объекта. Можно найти новую форму объекта, определяют признаки. Если в процессе необходимо дать новые функциональные возможности объекту, то сначала выявляют функции. Для них ищутся свои решения проблемы. Частичные решения становятся базой для полноценного анализа путей решения проблемы. Результат – варианты решения ситуации.
- Морфологический метод. Создание формы предмета при помощи функций, материалов и способов создания этого предмета. Задача – учесть проблемы проекта, создать комфортное и логичное пространство для выполнения функций. Основой являются комбинаторные элементы, потому что при помощи этого метода возможно определить форму предмета и планировку.
- Метод мозгового штурма. В процессе разные специалисты, которые работают в команде дизайнера, высказывают свои идеи по поводу проекта. Так собирается общность новых идей и решений, которые формируют идейную базу проекта. В условиях такого метода человеку ничего не мешает высказывать свое мнение, потому что уходит страх совершить ошибку, получить критику в ответ. При помощи этого типа возможно начать мыслить и творить свободно.
- Метод эмпатии или же личной аналогии. Смысл этого метода состоит в том, чтобы человек был отождествлен с проектируемым объектом. Дизайнер присваивает объекту чувства, которые есть у человека. При помощи этого неординарного способа возможно генерировать много оригинальных идей.
- Метод синектики. Его сутью является объединение людей, у которых изначально разносторонняя подготовка. В процессе использования данного метода можно найти оригинальные средства решения проблемы при помощи коллективного сотворения.
К видам эвристического метода аналогий можно отнести:
- прямые методы, то есть заимствование форм из природы, бионика в чистом виде;
- субъективные, то есть воображение дизайнером условного персонажа, который будет использовать объект;
- символические методы, когда необычные свойства приписывают самым обычным вещам;
- фантастические методы, то есть создание необычных явлений в рамках обычной среды.
Основным результатом использования эвристических методов является применение дизайнером необычных подходов к решению проблемы.