Что такое мимесис
Мимесис – это один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности.
Можно смело говорить о том, что все искусство в мире — это форма подражания. Это было доказано еще европейскими философами в античные времена.
Так, последователи учения Пифагора считали, что музыка является подражанием гармонии различных небесных тел. Демокрит же полагал, что искусство в общем смысле является подражанием всему животному миру: ткать люди научились у пауков, строить дома – у ласточек, петь – у птиц и т. д. Активно работали над пониманием мимесиса Аристотель и Платон.
В широком смысле Платон думал, что именно подражание является базой всего творческого процесса. Так, поэзия является подражанием благу и истине. Искусство нередко ограничивается имитацией феноменов и предметов физического мира, что для Платона казалось показателем человеческой несовершенности и ограниченности. Для него предметы являлись только имитацией идейного мира.
Аристотель является создателем концепции мимесиса. В рамках данной эстетической концепции различается нормальное отражение реальности (показ предметов в их сути), активность креативности и фантазии (показ предметов такими, какими они представляются людям), идеализация (показ предметов в их наивысшей форме – такими, какие они должны быть).
В рамках определенной художественной задачи человек может специально наделить собственных героев возвышенными качествами или же показать их в негативном образе, другой вариант – показать их такими, какие они бывают в обычном виде. Основная задача мимесиса в творчестве, по мысли Аристотеля, состоит в том, чтобы получить знания и удовлетворить себя созерцанием и пониманием предмета.
Философ Плотин, который занимался изучением мыслей Платона, считал, что сущность искусства заключается в имитации не эстетики, а визуальных идей вещей. То есть в отражении сущности предметов. Все идеи о мимесисе были переосмыслены неоправославием в 20 веке, в том числе С. Булгаковым, и выразились в феномене софийности творчества.
Понимание мимесиса в дизайне
В античности мимесис проявлялся в качестве способа формирования фантазийных работ. К примеру, такой была работа «Телка» Мирона, смотря на которую, быки начинали мычать. Для древнегреческого искусства характерно осознание мимесиса в качестве способа идеализации реальности, то есть бессознательное повторение сути предметов и феноменов.
Данную концепцию искусства поддерживали художники классицизма и периода Возрождения. В Средневековье мимесис проявляется в живописи и скульптуре Западной Европы. В Византии формируется особый тип мимесиса, который называется символическим изображением. Работы с такими символическими элементами появляются, например, у Псевдо-Дионисия Ареопагита.
Во времена новоевропейской эстетической мысли мимесис активно используется, но в разных трактовках по-разному. Тем не менее вне зависимости от понимания мимесиса, он восходит к анти-средневековому пониманию: от фотографической имитации к изображению реальных предметов и ситуаций из жизни (натурализм) посредством использования типизации. Также в этот период появляется тенденция к реализму. Художники начинают подражать идеалам и архетипам, которые непонятны для осознания простым человеком – так формируются символизм и романтизм.
Можно говорить о том, что в искусстве миметический принцип был основным с античности до 20 века. Только в период, когда была изобретена фотография, мимесис отходит на второй план. Большое количество авангардных течений перестают использовать миметический принцип в своих работах. Его можно найти исключительно в работах массовой культуры или коммерческих товарах.
В самых прогрессивных арт-пространствах 20 века мимесис заменяют показом непосредственно предмета, а не имитации. Из-за этого растет популярность симулякров, то есть псевдо-подобных предметов, которые не обладают прототипами на всех уровнях существования искусства. Вместе с этим увеличивается потребность в иллюзорном подражании. Из-за этого растет популярность фотографии, различных документальных кинопленок и т. д.
В настоящий момент мимесис является частью деятельности человека, его невозможно исключить из понимания человеком эстетики. Получается, что именно мимесис формирует вещественное понимание искусства как такового, хотя в 20 веке он разросся до симулякра, то есть осознаваемого искусством обмана человека в рамках постмодернистской традиции. У симулякра нет абсолютно никакого образа-прародителя, то есть нет основы копирования. Получается, что в современном мире мимесис по своей сути выходит за все семантические границы, которые были созданы ранее. Это говорит о том, что классическое искусство исчерпало себя.