Что такое этикетка
Этикетка – это знак, который создается при помощи текста и изображения. Ее наносят в качестве бирки, наклейки или талона на различные предметы быта, продукты производства. Она становится носителем информации о торговой марке, названии товара, времени и места производства, сроке годности.
Слово этикетка пришло к нам из французского языка, где оно означало карточку определенного назначения.
История развития дизайна этикетки
Этикетки известны с древних времен. Изначально они служили для идентификации товаров – торговцы прикрепляли на тару специальную печать. В основном она представляла собой кусок кожи или же пергамента и несла информацию о составе товара.
После появления бумаги этикетка по своему внешнему виду изменилась.
Основная функция этикеток – передача главной информации о товаре. Обычно торговцы оригинально оформляли свои этикетки для того, чтобы привлечь внимание покупателя. Большая часть винных этикеток декорировалась виноградной лозой, оригинальными символами, образами, гербами, а также ландшафтными изображениями. По мере развития виноделия на бутылках начали писать о месте производства и годе сбора урожая.
Обязательный элемент торговли в Средние века – этикетки. Основная их функциях состояла в том, чтобы обезопасить собственные товары от контрабанды и подделок. Изначально торговцы использовали клеймо в качестве знака качества продукции. Клеймо ставили на ценные предметы – в основном посуду, элитный алкоголь, украшения.
Этикетки из бумаги появились в 1880 году. Такие этикетки привлекали внимание покупателей, что стимулировало спрос на товары. Стало возможным привлекать большое количество клиентов при помощи броской наклейки. Коммерциализировать сферу создания этикеток начали европейские художники. Так было создано целое направление в искусстве, которое называется литография.
Рисунок 1. Этикетка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Литографией называется вид печатной графики, который базируется на технике плоской печати. Краска типографического типа переносится на материал при помощи давления.
Этикетки наносились на товары при помощи резинового клея – им обрабатывали поверхность наклейки. Такие этикетки стали популярны у торговцев фруктами и овощами. По мере развития рынка появилась необходимость в разработке новых видов этикеток, покупателей уже не привлекали обычные варианты. Это послужило основой для создания нового типа литографии, который был направлен на дизайн этикеток для жестяных банок и ящиков.
Первые самоклеящиеся этикетки цветного типа не были усыпаны рекламными слоганами. В основном это были чистые образы с оригинальными рисунками по контуру. Поле этикетки наполняли вручную. Ручное создание этикеток было присуще алкогольной продукции и медикаментам.
Активно использовать литографию начали американские дизайнеры. Они сразу поняли, что товар с подобной деталью сразу же бросался в глаза покупателю. Большая часть образцов этикеток 19 века находится в специализированных музейных коллекциях, а также в антикварных магазинах.
Прорывом в дизайне стало создание в первой половине 20 века самоклеящейся этикетки. Ее создал предприниматель Р. Стентон Эйвери. Свое изобретение он быстро коммерциализировал. Его компанией производились этикетки из бумаги, на них была клейкая основа, при помощи которой она крепилась на отделяемую подложку. Подложку делали с силиконовым покрытием, для того, чтобы было проще отделить этикетку от защитного слоя.
Рисунок 2. Самоклеящиеся этикетки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Далее предприниматель усовершенствовал свои этикетки, применив метод вырубной штамповки, ротационный штамп, конвейерные линии. Им были использованы синтетические материалы для создания наклеек. Его продукция была защищена от влаги и перепада температур. Позже его компания изобрела первый в мире диспенсер для работы с этикетками.
Еще одним прорывом в дизайне этикеток можно назвать создание струйного принтера. Он был изобретен во второй половине 20 века. Принтер позволил создавать большие тиражи наклеек – люди начали самостоятельно изготавливать их, не прибегая к помощи со стороны. Стандартным размером для этикеточной печати стал A4. Удешевление принтеров на рынке привело к тому, что спрос на этикетки для быта и офиса вырос в разы. Покупатель не должен был заказывать товары в типографиях, все можно было сделать самостоятельно или с небольшими денежными вложениями.
Еще одной значимой вехой в развитии дизайна этикеток было изобретение компьютеров. Программа Microsoft включала в себя образцы создания этикеток. Таким образом доступ к созданию этикеток получили практически все. По мере развития технологий в дизайне начали применять лазерный луч. Он послужил основой для создания лазерного принтера – это снова удешевило процесс производства этикеток. Создание этикеток стало доступным для всех.
История этикеток-стикеров
В 1968 году Спенс Силвер, который занимался улучшением состава клея для скотча, создал новое клеевое соединение. Оно прекрасно крепилось к самым разным поверхностям, не меняло своих характеристик под воздействием тепла и воды. Его изобретение не сразу было применено для создания этикеток.
Только через пять лет – в 1972 году – коллега Силвера подумал, что это соединение можно попробовать нанести на кусок бумаги и приклеить к разным поверхностям. Так были созданы современные этикетки-стикеры с отрывающимся липким слоем. В 80-х годах это изобретение стало массовым – многие типографии начали использовать эту технологию. Такие этикетки прикреплялись на продукты питания, химию, стройматериалы и т.д.
К плюсам наклеек-стикеров можно отнести:
- устойчивы к воздействию внешних факторов;
- не отклеиваются;
- не могут размокнуть;
- не деформируются в процессе транспортировки;
- ускоряют процесс маркирования товара;
- можно использовать вместо обычной этикетки.