История зарождения дизайна и его начальные стили
Стили дизайна напрямую связаны со стилями интерьера. Убранство помещения полностью отражает историю культуры человечества.
Сложно определить, в какой момент появился дизайн. Наскальные рисунки свидетельствуют о том, что древние люди тянулись к искусству и процессу украшения жилого помещения. Правители Древнего Египта тратили много денег на оформление собственных дворцов и погребальных мест.
Одной из самых древних культур является китайская. В период формирование европейской культуры китайская уже обладала своими уникальными традициями, обычаями и письменностью. Из-за полной изоляции этой страны традиции других государств не повлияли на самобытность Китая.
Функции предметного мира стали основой для формирования эстетики античности. Памятники архитектуры исторических стилей показывают четкость формы, эстетики, конструкции. Основой создания всех зданий был принцип симметрии. Все пропорции строго соблюдались, составляя единое пространство.
Пространство в исторических стилях делилось так: в центре – одна большая комната, остальное пространство разделялось на равные квадраты небольшого размера. Все части здания были равными, подобными. Такие принципы построения были основой архитектуры долгие годы.
Полемику вызывало соотношение функциональности и эстетики. Именно эти споры создали дизайн как таковой. Данная проблема интересовала философа Сократа, также ее изучали Платон и Ксенофонт. Дизайн означал идею, проект. Античная философия создала теоретическую основу данной профессии.
Рисунок 1. Египетский стиль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Историческими стилями можно назвать стили Древнего мира. К ним относятся дизайнерские решения Древнего Египта, Древнего Рима, Древней Греции и Византии. В них выражается ориентация на национальные особенности, монументальность, декоративность. Основными цветами дизайна Древнего Египта считают золото, желтый, черный и синий; Древнего Рима – красный, черный; Древней Греции – голубой, белый, золотой, пурпурный; Византии – белый и зеленый.
Средневековые стили
Разделение искусства на прикладное и чистое произошло в Средние века. В это время распространяется однородность архитектурных строений. Основными стилями в это время были романизм и готика.
Господство данных стилей связано с влиянием церкви. В стиле романизма строили первые христианские церкви, а в готическом – католические соборы. Романские постройки отличались своей фундаментальностью и приземистостью. Их создавали посредством каменной кладки, на крышу укладывали черепицу. Важным элементом был большой двор, который обносился забором. За этим забором можно было укрыться от вражеских атак.
Особенностью готических соборов была их вытянутость. Их шпили буквально тянулись к небесам. Украшали их при помощи панорамных арок, витражей, скульптур в виде мифологических существ. Еще одной особенностью была скромность внутреннего убранства, однако из-за пышности постройки внутри ее все казалось красивым и пафосным.
Рисунок 2. Готический собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В Средние века требовался универсальный ремесленник, который сочетал в себе архитектурное начало, дизайнерское, инженерное и т. д. Особенно эта универсальность развилась в эпоху Возрождения. Такими мастерами были Леонардо да Винчи, Рамелли, Брунелли, Микеланджело. Их изобретения активизировали развитие разных сфер жизни.
Дизайн в эпоху Ренессанса
Активное обогащение высших слоев общества привело к созданию новых стилей в эпоху Ренессанса. В то время приветствовались роскошь, красота, пышность. Каждая деталь должна была подчеркивать уровень жизни человека.
Все интерьеры в этот период продумывались до мелочей. Каждая деталь составляла единство эстетики. Все интерьеры того времени считались произведениями искусства.
В этот период характерной чертой интерьера становятся закругленные арки, появляется большое количества дерева в декоре. Однако мебель пока не была изысканной – на фоне всего интерьера она казалась простой. В большинстве случаев она была неудобной. Текстиль в это время использовался не как декор, а как функциональный предмет. Основной материал для строительства – камень. Застекление окон еще не использовали, поэтому от сквозняков защищали гобелены и плотная ткань.
Дворцовые стили
Маньеризм становится главным стилем эпохи Ренессанса. Это переходный стиль, который способствовал отказу от массивности форм старого мира в пользу легкости и роскоши нового мира. Он стал базой для барокко, классицизма и ампира.
Барокко является стилем, в котором проявляются величие, красота, роскошь, пышность. Начало барокко положил Людовик XIV, который обожал роскошь. В барокко широко применяли колонны, витиеватые узоры, декор из золота и серебра, мозаику и лакировку. Помещения отделывали при помощи мрамора, дорогой древесины и слоновой кости.
Ампир вошел в моду в эпоху правления Наполеона I. Это имперский стиль, подчеркивающий официальность и роскошь. Главными дизайнерами ампира можно назвать Пьера Фонтена и Шарля Персье. Они создавали мебель, декор. Это стиль парадный, торжественный и несколько театральный.
Рисунок 3. Стиль ампир в интерьере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В ампире активно использовали колонны, пилястры, лепнину, скульптуры с античными образами. Каждая деталь в этом стиле должна была подчеркивать мощь, власть правителя.
Современные стили
Последний этап эволюции дизайна – промышленная революция. В это время активно развиваются наука, техника. Из-за появления новой прослойки людей – промышленников, которые не понимали ценность искусства, появилось большое количество реплик. Изменилось само понимание жизни.
Основой новых стилей стал комфорт. Изначально вещь должна быть функциональной, а потом уже эстетически привлекательной. Происходило активное смешение стилей для создания чего-то нового. Так появились эклектика и национальный романтизм.
Потом на смену им пришел новый изысканный стиль – арт-деко. Он сочетал в себе мотивы других исторических эпох и стилей. В интерьерах в этом стиле часто использовали большие зеркала в массивной оправе, животный и растительный принт и статуэтки из камня и металла.
Минимализм в интерьере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 4. Минимализм в интерьере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Современных стилей существует большое количество, в их числе модернизм, конструктивизм, поп-арт, деконструктивизм, гламур, минимализм, хай-тек и др.