Инсталляция – форма современного искусства
Литературные источники рассматривают термин «инсталляция» в дизайне, как специфическую форму современного (декоративно-прикладного) искусства, пространственную целостную композицию, созданную художником (дизайнером) из различных материалов и элементов. В условиях городской агломерации инсталляцию можно также рассматривать как арт-объект, уровень художественного восприятия которого зависит от способа и уровня реализации автором идейного содержания объекта и гармонии его композиционного исполнения.
Символизм инсталлируемого объекта не означает отсутствия его «привязки» к средовому окружению композиционно, например, дизайн-объект в стиле «техно» в природном ландшафте (рис. 1, “landart”). В этом случае инсталляция, как форма искусства, теряет смысловую нагрузку, перестает быть понятной зрителю, в то время как основное коммуникативное назначение инсталляции – вызвать эмоции, сопереживания, всесторонний анализ и объективную оценку, рассуждение, т. е. способствовать установлению контакта с творческой личностью автора и его произведением.
Размышления автора и идейное содержание художественного произведения, выставляемого на обозрение в форме инсталляции, более понятны и эмоционально воспринимаются окружающими в композиционном единстве с функциональным назначением средового окружения или выставочной площадки (рис. 2). Например, представленная на рисунке 2 специфическая, искусно выполненная инсталляция (арт-объект) содержит намек на определенную событийность, способна вызвать дискуссию и определенно обладает культурно-ценностным потенциалом.
Рисунок 1. Инсталляция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Садовая инсталляция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Появление жанра инсталляции
Интерес к созданию инсталляций у современных дизайнеров возник в начале второй половины XX века. Многочисленные эксперименты в этой области декоративно-прикладного творчества с использованием различных материалов и их сочетаний способствовали развитию данного направления в искусстве, появлению философии творчества на стыке парадоксальных новаций и отрицания гармонии, пропорции, экологического направления в дизайне, культурных преобразований, творческого поиска передачи идейного смысла произведения и т. д.
Многие авторы, исследовавшие истоки жанра инсталляции, предполагают рост его популярности в эпоху постмодернизма во взаимосвязи с философской поэтикой культурного анализа дизайн-объектов, усилением актуальных философских течений, рассматривающих глубину и эстетическое содержание арт-объектов, выявлением истинных истоков жанра в сакральных сооружениях древности. Постепенно термин «инсталляция» стал обосновано ассоциироваться с современным дизайн-искусством, новыми художественными практиками и различными концептуальными идеями в дизайне.
Жанровое своеобразие инсталляции
Жанровое своеобразие инсталляции сформировалось преимущественно в искусственной среде города под влиянием различных революционных художественных и культурных течений. Новая для XX века форма искусства представляла собой некое концептуальное видение (отображение) реальности, в основе которого представления, характерные для движения авангардистов начала века. Близкие этим движениям жанровые особенности инсталляции заключены в контекстах и смыслах произведений. Благодатной почвой для развития жанрового своеобразия инсталляции в XX веке стало абстрактное искусство, охватившее практически все культурные практики мира.
Различные композиционные принципы и законы формообразования стали базовыми элементами экспериментальной «лаборатории» творчества художников и дизайнеров в виде инсталляций, внедрились, практически, во все области дизайна. Расширение художественного инструментария и технологическое совершенство способствовали расцвету творческого процесса, создавая новые объекты для художественного осмысления и трактовки. Инсталляция как воплощение синтетики искусства перестала существовать в рамках творческих выставок и форумов, «шагнув» за пределы залов в средовое пространство города, существенно расширив зрительскую аудиторию.
Средовое пространство города стало своеобразной «театральной площадкой» для разыгрывания спектаклей под названием «Инсталляция», вызывая различного рода суждения, укрепляясь в роли полноправного субъекта проектно-художественного творчества. Термин «инсталляция» был официально внесен в словарь современного дизайна в конце 80-х годов XX века, как область современного искусства, самостоятельный художественный жанр. Эволюционируя во времени, инсталляция претерпела ряд преобразований, начиная с периода становления и обретения собственной философии и культуры, поэтапного развития до оформления в отдельную область художественного творчества.
Трактуемая теоретиками XXI века как «визуальное искусство» и «визуальная культура», инсталляция обретает жанровое своеобразие в рамках проектно-художественного творчества, синтезирующее такие традиционные формы искусства как скульптура, живопись, рисунок, различные технические новации (фото, видео-арт и др.), декоративно-прикладные аспекты дизайн-творчества, создавая преимущественно динамичные, визуально интересные, экспрессивные образы для коммуникативного общения со зрителем. Ритм, цвет, форма, материалы и пластика объектов направлены на активную трансляцию информации, вызывая эмоциональный отклик.