Биомеханика
Трактовка понятия «биологическая механика» чаще всего осуществляется с позиции механических явлений (действий) отдельных органов живого организма или самого организма в целом. Более развернутое определение гласит:
Биомеханика – это раздел естественных наук, изучающий на основе моделей и методов механики механические свойства живых тканей, отдельных органов, или организма в целом, а также происходящие в них механические явления.
Для художников и дизайнеров, получивших академическое образование, погружение в фантасмагорию образного мира биомеханики основано на профессиональной подготовке в процессе освоения курса «Анатомия человека для художников», раскрывающего различные аспекты двигательных функций человека (рис 1).
Рисунок 1. Биомеханика и анатомия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Шокирующие откровения биологической науки и технического прогресса уже в конце XIX века будоражили творческую фантазию деятелей культуры и искусства, способствуя возникновению идеи художественного воплощения взаимодействия человека и механизма, машины. Визуализация идейных наработок, представленная зрителю, получила название «биомеханика», рассматриваемая в настоящее время в искусстве как художественный стиль, в котором художники и дизайнеры снабжают человеческое тело механическими деталями и таким образом превращают его в сверхмашину – киборга.
Биомеханика Г. Р. Гигера
Наиболее наглядно идея биомеханики выражена в творчестве известного швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера, воплотившего биомеханические образы фантастической литературы в стилевое направление в изобразительном искусстве и дизайне. Несмотря на довольно большую продолжительность периода развития данного направления, содержание и сущность его не до конца исследованы культурологами, искусствоведами и теоретиками дизайна, вследствие разноплановой стилистики образов, свойственной творческим устремлениям авторов работ.
Многие произведения художников и дизайнеров в стиле биомеханики связаны с апокалипсическими настроениями, вызванными нестабильной политической обстановкой, войнами, природными катаклизмами и др., прогнозируя будущее поглощение человечества машинами. В творчестве же Гигера фантастический реализм связан с экспериментальным обыгрыванием проблематики жизни и смерти стилевыми средствами биомеханики, вызвавшем многочисленные дискуссии. Несмотря на противоречивые отклики в адрес творчества Гигера его идеи и находки нашли отклик в обществе, искусстве, дизайне, кинематографии. Сверхреалистичные образы художника («биомеханоид», 1960 г.), составляющие центральную тему творчества, стали тиражироваться и завоевывать аудиторию.
Уже в конце 60-х первые персональные выставки Гигера, демонстрирующие разработанные им плакаты, принесли успех и известность автору. Изданный позднее сборник работ-постеров «Некрономикон» (1975–1991) получил популярность, а после выхода фильма «Чужой» в 1979 г. Гигер стал признанным гением темного искусства. Его стиль многие художники обозначили как некроготика или биомеханика.
Исследователи творчества Гигера, рассматривающие его как ведущего идеолога биомеханики, отмечают:
«Обращают на себя внимание характерные стилевые черты, которые постепенно стали визитной карточкой не только творчества Г. Р. Гигера, но и всего направления: сильные деформации тел, повтор частей тела, нарушение или удлиненные пропорции, местами прослеживаются эротические, животные мотивы и скругленные формы, футуристические симбиотические образы, присутствует многодетальность, динамика. Биомеханика порой полностью антропоморфна».
Биомеханика: тенденции развития
Итак, несмотря на противоречивость взглядов, свойственная стилевому направлению «биомеханика», в настоящее время элементы образов Г.Р. Гигера глубоко проникли в изобразительное искусство и дизайн, судя по многочисленным поклонникам и последователям направления. Особенно ярко гигеровские образы и художественные приемы проявляются в графике. Этому свидетельствует творчество известного в Японии художника Нихэй Цутому, специализирующегося на создании графических романов, художника Евгения Волоса, который работал в технике цифровой живописи, французского скульптора Пьера Маттера, который работает в стиле биомеханический стимпанк и др.
В целом, творчество Г.Р. Гигера и его последователей, по мнению исследователей истории искусства, дизайна, культурологов
«…оказывает сильное влияние на дизайн, демонстрируя практикам новые приемы в графике и проектировании пространства, позволяя создавать иллюзию соприкосновения с фантастическими мирами, в которых действует отличная от человеческой логика и эстетические каноны. В настоящее время параллельно развиваются несколько концепций, которые отражают не только отношение общества к биомеханическим образам, но и внутренние предпочтения авторов-художников».
Идеи биомеханики прочно укрепились в различных областях дизайна (рис. 2, 3), символизируя, по словам Филиппа Старка, синтез органики и механики.
Рисунок 2. Биомеханика и дизайн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Биомеханика и дизайн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ