Глобальная гомогенизация культурных процессов
Гомогенизация в дизайне (как и в искусстве в целом) предполагает обобщение, усреднение, унификацию. Данное явление довольно противоречиво, имеет своих сторонников и противников и является, по сути, продуктом массовой культуры. Гомогенизация культурных процессов в глобальном социуме на фоне всеобщей индустриализации рассматривается философами как феномен массового сознания, унифицированная форма существования множества людей, массовизация производства и потребления в условиях урбанизации. Объективно эти процессы потребовали коммуникативной унификации социальной и культурной информации, стимулируя развитие масскультуры и связанных с ней парадоксальных явлений, в том числе, в отношении средового наполнения жизненного пространства человека.
Усвоение продуктов массовой культуры, в отличие от текстовой, происходит методом экранной формы передачи информации и культурных инвариантов: «ПК – ТV - видео». Отчасти, идее унификации подчинены и современные виды искусства. Всесторонне и объективно рассматривая проблему синхронизации современности как попытку преодоления противоречия между глобальной унификацией культурных процессов (гомогенизации) и противостоящей ей гетерогенизации с опорой на самобытность, авторитетные авторы научных публикаций отмечают фактор демократичности массовой культуры.
Культурная унифицированность и дизайн
Теоретики дизайна отмечают, что современные тенденции в дизайне обусловлены демократизацией функционирования современной культуры – «массовой культуры», отражают социально-экономические реалии и характеризуются унифицированностью. Налицо принципиально новые, прежде невиданные тенденции и формы: возникновение виртуальной реальности и «исчезновение» вещи; трансформация роли искусства и его форм от статики – к динамике, от мономатериала – к инсталляциям, от полностью авторских произведений – к переосмыслению исторических стилей, монтажу, коллажу и т. д.
Новая художественно-стилевая направленность проектного творчества зиждется на семантико-ассоциативном взаимодействии. Следование той либо иной художественной традиции не является приоритетом в творческом процессе; основополагающим для новаторского подхода к проектированию, используемого архитекторами и дизайнерами, выступает принцип интерактивности, что в известной степени способствует определенному занижению критериев оценки художественного оформления, порождая тем самым дискуссии касательно организации функциональных составляющих среды обитания человека; арт-освоения пространств жизнедеятельности.
Синтез архитектуры, пластических и изобразительных искусств направлен в основном на удовлетворение требований технического прогресса и рациональное использование новых материалов и конструкций, что обуславливает формирование «универсального» облика средового наполнения.
Гомогенизация стилевой направленности и традиции
В условиях прессинга техномира и «массовизации жизни» современного социума формируются новые тренды. Так, рассматривая вопросы, связанные с развитием web-дизайна в XXI веке, авторы ряда публикаций Н. Ю. Якушенкова и Е. В. Трофименкова отмечают, что «на смену тенденции «дрибблизации» дизайна приходит стандартизация (или гомогенизация). Все сайты теперь все больше будут похожи друг на друга. На сегодняшний день огромное количество сайтов на просторах сети Интернет все больше представляют собой муравейник. Пользователям довольно сложно работать с сайтами, которые отклоняются своим дизайном от привычных норм. Многие элементы web-дизайна уже довольно сильно распространены, поэтому от них и ожидается определенный вид поведения. Уровни стандартизации сейчас выглядят примерно так: 80 % и более сайтов – так называемый «стандарт».
Продолжая рассматривать проблематику унификации в web-дизайне, авторы аналитической публикации констатируют: «Разработчиками сайтов использовались одни и те же принципы web-дизайна. 50-79 % сайтов – «традиция». Именно такое количество сайтов, можно сказать, устроены одинаково. Пользователь руководствуется этой традицией и, следовательно, полагает, что и новые сайты будут работать по традиционному, знакомому принципу, в силу того, что обычно бывает именно так. Но есть и несоответствие: пока не были установлены единые нормы для подобных элементов и самые популярные подходы используются максимум в половине всех сайтов. А значит пользователю неизвестно, посещая новый сайт, как будет вести себя подобный элемент. Сколько же элементов в web-дизайне были приведены к единому стандарту? Исследовав научную работу Вашингтонского университета, в которой были охвачены 34 элемента из 75 сайтов электронной коммерции, были получены следующие показатели: 33 % − стандарт.
Подводя итог статистического исследования, Н. Ю. Якушенкова и Е. В. Трофименкова пишут, что:
«… чем больше при создании сайта будет уделено внимания традиционным компонентам, которые ожидают обнаружить пользователи, тем больше вероятность частого использования сайта. Безусловно, нельзя отодвигать на второй план и принижать важность уникальности и отличительных особенностей собственных разработок, услуг, товаров, но для пользователя представлять их лучше в привычной, традиционной форме, по примеру остальных «похожих друг на друга» сайтов».
Данная тенденция, характерная для web-дизайна, имеет место и в других областях художественно-проектного творчества, однако, отмеченная авторами важность «уникальности и отличительных особенностей» имеет этический аспект и является предметом для дискуссии о ценностях и принципах дизайна.
Опираясь на представления о дизайн-моделировании среды, как целостного эстетического объекта, отражающего культурные традиции и этнокультурное своеобразие, звучат альтернативные мнения, негативно относящиеся к унифицированным трендам. Так, К. А. Кондратьева в монографии «Дизайн и экология культуры» констатирует:
«В общей постмодернистической окраске современной проектной культуры начинает постепенно вырисовываться тема регионального, ориентированного на культурно-экологические ценности дизайна, который полагает границы своей культурно-исторической рефлексии в традиционной культуре».
Таким образом, в настоящее время, в период всеобщей глобализации и унификации периода информационной революции, существует ряд взглядов, мнений, суждений о степени стандартизации (гомогенизации) объектов дизайна, что характерно и ожидаемо для функции дизайна – творческой деятельности внутри культуры с опорой на ее ценностный фонд.